Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Грохот станков и автоматизированной техники, в левом углу цеха машина заливает формы, в правом - мастерицы проверяют на качество окончательный продукт. Потом уже наклеивают на коробку с товаром QR-код Made in Armenia.
Так изо дня в день проходят рабочие будни предприятия по производству тапочек, которые в дальнейшем будут экспортированы в Россию.
С 2020 года обувь вошла в список товаров, которые можно экспортировать в Россию только при наличии маркировки стандарта ЕАЭС. Изначально компаниями приходилось запрашивать маркировку у российских партнеров. Теперь, уже с апреля, специальные коды выдает армянский национальный оператор.
Как сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения директор предприятия Артак Акопян, с национальным оператором работать не только более оперативно, но и дешевле.
Тапочки для Москвы
Первая партия тапочек была экспортирована в Россию в 2019 году, когда требования по маркировке не распространялись на обувь.
"На ваших глазах протекает процесс производства 60 тысяч пар тапочек разной категории: женские, мужские, детские, летние и зимние — все для экспорта в Россию. Сырье привезли из Ирана, заказчик ждет товар уже в начале мая", — сказал Акопян.
Директор предприятия отметил, что запросил у оператора 60 тысяч QR-кодов, каждый из них стоит 6,5 драмов. До этого приходилось обращаться к российским операторам, в итоге обходилось дороже, что сказывалось также на конечной цене.
"Вот здесь заливаем литье, через считанные минуты на него накладывается заготовка, здесь вы видите, что специалисты обрабатывают почти готовый тапок, а вот здесь уже проверяют на качество. В этой части происходит сборка товара и накладывается на коробку марка. В каждой из них шесть пар по размерам", — рассказывает обо всех этапах производства Акопян.
Процесс значительно упрощен благодаря автоматике, человеческий фактор здесь практически сведен к минимуму.
Для чего маркировка?
Главный таможенный инспектор отдела реализации проектов управления информационных технологий Комитета госдоходов Анна Мурадян пояснила, что QR-код позволяет считывать всю информацию о товаре: где он произведен, из какого материала сделан, параметры и т.д.
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения Мурадян отметила, что национальная маркировка в Армении действовала с 2014 года. В 2018 году страны-участницы ЕАЭС (Кыргызстан, Казахстан, Беларусь, Россия, Армения) подписали соглашение о введении маркировки стандарта союза.
"Маркировка ЕАЭС отличается от национальной более высоким качеством, составом, информацией, мобильностью", — сказала Мурадян.
Всего под запрет попали шесть видов категорий товаров: молочные продукты, обувь, товары легкой промышленности, духи и туалетная вода, фотовспышки и камеры. В ближайшее время соответствующий запрет будет введен для поставок в Россию немаркированной воды.
Мурадян отметила, что маркировка позволяет госоргану установить полный спектр прослеживаемости товара от момента выхода до поставки конечному потребителю.
"Каждый товар, который продается даже в России, вводится в базу КГД Армении", — сказала Мурадян.
По ее словам, эта система исключает появление некачественной продукции, недобросовестной конкуренции и позволяет исключить контрафакт и теневой бизнес.
От нового стандарта выиграют потребители, хозсубъекты и государство. Компания, производящая продукцию, уже на момент производства определяет, для какого рынка предназначен товар. Если сбыт идет на местный рынок, то товар маркируют соответствующим образом, для ЕАЭС уже нужным QR-кодом.
Для его получения, компания, которой разрешено производить серийную продукцию, обращается к национальному оператору, получает от него коды генерации и прикрепляет на свой товар. В ближайшее время рассматривается возможность объединения марок.
А что оператор?
Замдиректора центра развития перспективных технологий Армении Левон Бабаян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказал, что в декабре 2020 года они выиграли тендер, а уже 15 марта запустили пилотный проект. 15 апреля центр выдал коды для первой товарной группы - на 160 тысяч пар обуви для экспорта в Россию.
Для получения маркировки производитель заключает договор с национальным оператором. После этого нацоператор регистрирует его в системе маркировки и выдает хозсубьекту пароль.
"Производитель может зайти в систему через свой интерфейс и зарегистрировать ту товарную группу, которую собирается производить и, соответственно, реализовать на территории ЕАЭС. Если, к примеру, компания собирается вывезти 50 тысяч пар обуви, то она заказывает столько же кодов маркировки", — сказал Бабаян.
Он пояснил, что маркировка представляет собой QR-код, который содержит всю информацию о товаре. Если его сканировать через специальное приложение, то можно узнать, что товар произведен в Армении, таким-то производителем, такого-то цвета, обувь женская или мужская, какого размера и ряд других параметров. Каждый QR-код- уникален.