Можно ли приглашать специалистов из Диаспоры в Армению? Можно и нужно, но не на банкеты и "кенацы" (тосты - ред.), уверен доктор экономических наук Сергей Календжян. Сергей Оганович – один из ведущих в России теоретиков управления, директор Высшей школы корпоративного управления в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ.
Еще в конце 1980-х Календжян работал в составе экспертной комиссии помощи Армении, которую возглавлял академик Абел Аганбегян.
Со своей стороны, Календжян составлял проект по созданию бизнес-школы в Армении, которая бы помогла успешно перевести местные предприятия на новую модель управления (которую в то время называли хозрасчетной). Открыть ее тогда не удалось, но сотрудничество с армянскими вузами было налажено.
РАНХиГС подписала договор о сотрудничестве с Академией госуправления при президенте Армении и с Российско-армянским университетом. Эпизодически в Москве обучались специалисты из Армении, но регулярных программ для этого пока нет, отмечает Календжян.
Аналогичная бизнес-школа в Москве, под руководством Аганбегяна, начала работу по внедрению новых навыков управления на предприятиях. Школа издала десятки работ и учебников, адаптированных к условиям России и постсоветских стран.
"Кроме России, более 500 руководителей казахстанских компаний закончили учебу по той или иной программе у нас. Хотим продвигаться в Армению, Белоруссию и Киргизию, тем более что у нас есть выпускники из всех трех этих стран", - добавил Календжян.
В то время предприятия проходили масштабное переоснащение, с которым было связано сокращение персонала. Но Календжян и коллеги предлагали, во-первых, создавать сотрудникам альтернативные возможности для трудоустройства, а во-вторых, как можно полнее использовать способности каждого. В постсоветском бизнесе этого зачастую не хватает, добавил он.
Здесь доминирует подход "я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак". Да простят меня наши читатели за это выражение, но слишком уж верно оно отражает действительность. А мы предлагаем другой подход. Каждый сотрудник – это первый человек на своем месте. На своем участке он должен быть компетентнее, чем руководитель, и его знания должны помогать решению задач. При условии если он сам компетентен, подчеркивает Календжян.
"Умный" армянский бизнес? Специалисты по энергоэффективности никому в стране не нужны>>
Раскрывая таланты каждого, можно разрешить парадокс, при котором армянские специалисты, оставаясь дома, не растут профессионально, а выезжая за рубеж, становятся признанными, добавил он.
Во время трансформации китайской экономики я побывал в десятках университетов КНР. Там очень многие исследователи отучились в лучших университетах Северной Америки. Но есть одно "но": почти все после этого возвращаются на родину. Дальше количество специалистов переходит в качество. А различные стили управления – традиционный и западный – дают очень интересную синергию. В Армении можно добиться похожего эффекта, достаточно просто изменить способ взаимодействия с людьми, раскрыть скрытые в них возможности, - добавил он.
К сожалению, у Диаспоры с Арменией взаимодействие доходит до какой-то точки, после которой начинает буксовать, замечает Календжян. В России, Казахстане, Монголии (где тоже работал Аганбегян) предложения специалистов начинали внедряться, а в Армении почему-то нет.
"Я всегда выступаю против традиции, когда встречи специалистов Диаспоры вырождаются в банкеты и заздравные "кенацы", за которыми ничего не стоит. Это прошедший этап. Сейчас специалисты приезжают не за этим, а чтобы проводить конкретные проекты, по существу", - добавил он.
Сам Календжян уже проводил обсуждения с несколькими прмышленными предприятиями, а также с руководителем Российской региональной академии ОДКБ Артуром Багдасаряном.
"Мы хотим интегрировать наши наработки в учебные программы этого вуза, по модульному принципу. Готовность к сотрудничеству есть, деловой подход - тоже", - добавил он.
Эти программы – не теоретические упражнения. В конце 1980-х Аганбекян, а также Михаил Мкртчян (председатель Госплана АрмССР) составили совместный план развития Карабаха и Армении, с интегрированной системой управления. Экономистам помогали и ученые других отраслей: в работе комиссии участвовал знаменитый химик Николай Сергеевич Ениколопов, который обосновывал важность химической промышленности Советской Армении, в частности "Наирита" – уникального по тем временам заводского комплекса. К сожалению, некомпетентные решения (и тогда, и впоследствии) многое распылили. Снова позволять себе это нельзя. Догонять остальной мир будет все труднее, если работать по-старому, считая себя умнее всех.