Как мы уже сообщали, неделю назад стало известно, что в карабахском городе Шуши, перешедшем в результате военных действий под контроль Азербайджана, демонтирован остроконечный купол храма Сурб Аменапркич (Казанчецоц), и вместо него устанавливается некая округлая конструкция. Еще до того у стен церкви были замечены строительные леса. В Баку заявили, что ведется реставрация храма, так как он пострадал во время войны.
Напомню, 8 октября прошлого года азербайджанские ВС нанесли два целевых точечных ракетных удара по храму. В результате было ранено несколько молившихся в церкви мирных жителей, в том числе трое российских журналистов, был поврежден купол собора. Вместо того чтобы восстановить поврежденный купол, его под предлогом реставрации полностью ликвидировали. В Баку утверждают, якобы, именно так выглядел храм изначально, "до того, как армяне его армянизировали".
Есть несколько версий относительно конечной цели этой затеи. Министр иностранных дел Карабаха Давид Бабаян допустил возможность преобразования собора в мусульманскую мечеть.
"Нельзя исключать такой вероятности. Вспомним храм Святой Софии, превращенный турецкими властями в мечеть. Все, что делает старший брат, потом служит примером для младшего", - заявил глава внешнеполитического ведомства.
По другой версии храм после окончательного извращения его архитектурного облика, собираются объявить албанским и передать формируемой удинской христианской общине. Об этом свидетельствует, в частности, выступление министра культуры Азербайджана Анара Керимова, который в середине января заявил։ "Церковь Казанчы в Шуше, как и другие албанские церкви Карабаха, будут восстановлены и переданы законным хозяевам".
В том же духе высказываются и авторы многих публикаций в провластных бакинских СМИ. Вот что пишет одно из них: "Азербайджанские власти исправляют ошибки. Началась реставрация собора в Шуше. Дальнейшую его судьбу решат азербайджанские христиане, наследники древних албанов – удины". И это при том, что кавказские албанцы ассимилировались задолго до строительства церкви Казанчецоц, а потомки албанцев - удины, живут за сотни километров от Шуши.
Согласно третьей версии, собор собираются выдать за православный и передать впоследствии Бакинской епархии РПЦ. Подготовку почвы для этого начали давно. Еще в советские годы бакинские историки пытались осторожно заводить разговоры о том, что собор Казанчецоц, якобы, был изначально православным, и построили его, мол, не армяне, а русские. В подтверждение этого приводят фотографии, на которых храм запечатлен без остроконечного купола. В таком виде церковь издалека похожа на православную. Именно эти фотосвидетельства и заложены в основу активно эксплуатируемой ныне легенды.
"Реставрационные работы выполняются с целью воссоздания исторического облика города Шуша в соответствии с оригинальным архитектурным стилем" - говорится в комментарии МИД Азербайджана. "Церковь будут восстанавливать в первоначальном виде, как было раньше, без остроконечного купола", – пояснил член азербайджанского комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы.
"Армяне облик церкви поменяли. Они ее перестроили и возвели остроконечный купол, которого раньше не было. Сейчас ведутся работы по возвращению церкви первоначального вида", - заверил в интервью российским журналистам представитель азербайджанского правительства, просивший не упоминать его имени.
Что же было на самом деле? Фотографии, на которых храм без остроконечного купола, подлинные. Но собор на них запечатлен уже после резни армян 1920 года. Известно, что в те дни местные татары разрушили купол храма Казанчецоц и убрали крест. Обнажившаяся внутренняя конструкция, на которую опирался остроугольный купол, была округлой и внешне отдаленно напоминала форму купола православной церкви. Так выглядел собор до 1992 года, когда был восстановлен его первозданный облик. Реставрация была осуществлена на основе фотографий конца XIX - начала XX веков. Множество архивных материалов подтверждают, что архитектор Симеон Тер-Акобянц спроектировал храм именно с острым куполом. Таким его и возвел главный строитель Аветис Ерамишянц.
Происходит то же, что с Айя-Софией и хачкарами Джуги - армянские депутаты о храме в Шуши>>
Имена зодчего и строителя запечатлены на торце церковного алтаря. Надпись в верхней части южного портала гласит, что собор построен на средства и пожертвования прихожан. Там же отмечено, что строительство было начато в 1868 году при католикосе Геворге Четвертом и завершено в 1887 в период правления патриарха Макара Первого. На восточной стене колокольни, возведенной чуть раньше самого собора, высечено: "Построена в память о покойном Габриеле Овсепян-Батирянце, что родом из Казанчи, о паломнике Мкртиче Маргаряне-Хандамирянце, о супруге его Баласан и сыновьях Арупе и Степане и всех казанчийцах. В лето 1858 года". Все надписи, конечно же, на армянском. Так как же можно при всем при этом утверждать, что собор построили не армяне, и что действовал он как православный?
Легенда о том, что храм Казанчецоц был русской православной церковью, оказывается, имеет и продолжение. Член правления Союза архитекторов Азербайджана, профессор Московского отделения Международной академии архитектуры Фаиг Исмаилов утверждает, что здание храма русские в свою очередь тоже украли - у азербайджанцев. Описывая историю происхождения церкви Казанчецоц, архитектор утверждает: "Когда возникла необходимость основать храм для находящихся в Карабахе русских воинов, армейское руководство повесило колокол на башню дворца Карабахского хана и создало здесь условия для поклонения. Со временем здание Дивана Карабахского ханства было отремонтировано по приказу командования русской армии и адаптировано к церковному стилю". Можно, конечно, ко всему этому относиться с юмором, но как-то не до смеха.
907 раз отмерь, один раз отрежь. Особенности американской помощи Баку>>
Попытки властей Азербайджана стереть в Шуши все следы армянского присутствия, мягко говоря, с трудом вписываются в контекст звучащих из Баку заверений в готовности создать условия для мирного сосуществования в Карабахе двух общин. На фоне продолжающегося вандализма попытки властей Азербайджана воспрепятствовать визиту в регион инспекционной миссии ЮНЕСКО обретают особый смысл. Официальный подход на этот счет МИД России однозначен.
Мария Захарова в связи с этим высказалась отчетливо: "Наша принципиальная позиция такова: мы выступаем за бережное отношение к объектам культурного и духовного значения в Нагорном Карабахе. Мы подтверждаем важность скорейшей организации миссии ЮНЕСКО в регионе".
Поскорей бы.