Владимир Казимиров - для Sputnik Армения
Пора вникнуть в то, что было до и после 44 дней войны (27 сентября–10 ноября 2020 г.). Ряд россиян справедливо осудил вероломство её зачинщиков. На это резко ответили в прессе Азербайджана. Но срыв перемирия - не какой-то пустяк. По сути это преступный акт, явно скандальное дело. Не все спешат высказаться, но суть этого вероломства широко признана и за пределами России. Глава любого государства не рад своим ошибкам, тем более преступлениям. А ведь до того 26 лет держалось перемирие (с 12 мая 1994 г.), достигнутое Россией. Бессрочное! Стороны конфликта могли бы разрешить его на переговорах. Но ныне об этом в Баку ни слова!
К сожалению, бакинским СМИ трудно довериться: могут исказить даже слова в кавычках. Там давно важней всего обругать, оскорбить авторов из России - суть проблем конфликта лишь вторична. Это показал и Зульфугар Ибрагимов (Day.Az). Не он один запутался в истории войн в Карабахе. Не опускаясь до перебранки, коснусь лишь перекосов Баку, давно ставших системными в подаче основных вех процесса урегулирования этого конфликта.
Россия первой стала посредничать там - с сентября 1991 г. Посредники в первой войне были особенно активны в 1993 г. (Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции, Россия добилась ряда подвижек, работала Минская группа СБСЕ), а также в итоговом 1994 г., когда Москва достигла в мае перемирия, остановив войну, шедшую 2,5 года. Прессе Баку явно не хватает понимания логики и последовательности действий тех, кто искал мирного решения конфликта.
СБ ООН – орган, призванный обеспечить мир и безопасность государств. Когда-то пришлось мне показывать промахи Азербайджанской Республики в отношении резолюций СБ по Карабаху. Из-за захвата армянами Кельбаджара СБ по инициативе Баку принял 30 апреля 1993 г. резолюцию 822. Но президент Эльчибей не желал её выполнять из-за требований незамедлительно прекратить все военные действия и враждебные акты (хотя СБ требовал и вывести оккупирующие силы армян из районов АР). Тогда Россия, США. Италия и даже Турция призвали стороны выполнить резолюцию. Армяне согласились, а Азербайджан даже не дал ответа. Под контролем армян тогда были лишь два азербайджанских района: Лачинский и Кельбаджарский (оба между Арменией и Нагорным Карабахом). Но Баку полагал, что сломит армян силой, и продолжал войну, теряя район за районом. Не выполнялись и остальные резолюции СБ, хоть и щадили тех, кто их не выполняет. Но в резолюции 884 (12 ноября 1993 г.) уже ясно, что прекращение огня срывала Азербайджанская Республика (хотя СБ для баланса укоряет там и армян). То есть, спустя полгода армяне захватили уже 7 районов Азербайджана (5+2). Срыв 4 резолюций был ущербен для СБ - больше он не принимал их по Карабаху.
Кроме этого, Баку чаще, чем армяне срывал краткие прекращения огня, добытые Россией. Прорыв армян осенью 1993 г. и провал зимнего контрнаступления сделали азербайджанские власти реалистичнее, его военные действия давали не тот итог. Вопреки неудачам СБ, Россия своё посредничество усилила. Пятнадцатого апреля 1994 г. по её инициативе Совет глав государств СНГ (с участием глав АР и РА) принял Заявление, требуя прекратить военные действия и надёжно это закрепить.
"Без этого не перейти к ликвидации последствий трагического противоборства", сказано в нём. Но было ли за 26 лет надёжно закреплено перемирие? Кто всячески избегал этого? Не Баку ли? А как без надёжного закрепления перемирия ликвидировать последствия противоборства?
Дальше к перемирию вело совещание в Бишкеке (4-5 мая 1994 г.). СМИ Баку запутались с ним. Ведь совещались не деятели исполнительной власти Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха, а спикеры парламентов. Им важно было поддержать Заявление Совета глав государств СНГ, призвать стороны прекратить войну. Как же рад Ибрагимов, что в Бишкекском протоколе нет ни слова о бессрочном перемирии! Но там перемирия ещё и не могло быть: Бишкек лишь призывал к нему. А разве он знал, что иногда бессрочность даётся договору не в тексте, а по умолчанию. Ибрагимов мог бы обнаружить это и в договорах и соглашениях Азербайджанской Республики, но не доглядел.
Наконец, 9-11 мая 1994 г. три стороны конфликта в абсолютно идентичных письмах в Москву (раздельных, как хотел Г.Алиев) взяли обязательство прекратить бои и перейти к переговорам. Там тоже ни слова о бессрочности перемирия. Причём, прежде при прекращениях огня всегда был срок (на неделю, три дня или более). А тут вдруг срока нет. Забыли? Ничего подобного! Гейдар Алиев по опыту не мог не знать, что это значит. Он поручил в моём присутствии министру обороны Мамедову подписать то письмо. В первом варианте письма противостоит Азербайджану лишь Нагорный Карабах (Республика Армения вошла в соглашение чуть позже, но могла и не войти). Должен признать, что при Гейдаре Алиеве были инциденты и громкие заявления Баку, но перемирие всё же держалось.
Его срыв 27 сентября 2020 г. венчает серию действий, усиливших сомнение, умеет ли азербайджанская сторона быть верной своим международным обязательствам? Баку давно грешил этим. Кроме перемирия, он грубо нарушил ряд международных документов. Среди них Устав ООН (пункт 4 статьи 2) - ведь решения СБ ООН начать военные действия против Нагорного Карабаха не было. Нарушен Хельсинкский заключительный акт, принципиально отвергающий применение силы и угрозы силой. Но нынешняя власть в Баку привыкла к угрозам, к применению силы, чем даже хвастается. Разве это не дерзкий вызов международному сообществу? Ряд его заявлений и действий явно не для главы государства. Но в СМИ Азербайджана обо всём этом никогда ни слова!
Зато налицо ещё одна фальшь: попытки выдать за казус-белли долгую оккупацию армянами 7 азербайджанских районов. Баку счёл, якобы все забыли историю расширения оккупации своих земель. Оккупация - плод военных действий, их итог. А кто не прекращал бои? Несмотря на решения СБ ООН и предложения посредников! Баку сам помог расползанию оккупации. Иначе армяне не заняли бы столько районов Азербайджана. Нелепо это "соавторство" выдавать за казус-белли!
После прекращения военных действий в 1994 г. стороны вели переговоры, но их ход был вяловат, не давал результатов по вине самих сторон конфликта, а не посредников, как подаёт Баку. Резолюции СБ не выполнены, но не отменены. Пользуясь тем, что АР их не выполнила, армяне не уходили с оккупированных территорий. До прекращения войны не так просто уйти с занятых земель. Армяне назвали их зоной безопасности Нагорного Карабаха. А перемирие в мае 1994 г. вовсе не было выполнением резолюций СБ (те требовали это "немедленно", а война шла ещё более года). Армяне надеялись, но не смогли обменять свой уход на референдум о статусе Нагорного Карабаха.
Карабах: мирный процесс в условиях нового статус-кво>>
Во второй войне в Карабахе есть и нестыковки. Кто был противником Азербайджанской Республики? Баку вёл войну как бы против Нагорного Карабаха, а не Республики Армения (чтоб ОДКБ был в стороне). Противостояние Азербайджана и Армении общеизвестно, но их прямые стычки были лишь эпизодические. А в прекращении войны Нагорный Карабах не участвовал – лишь Азербайджанская Республика и Республика Армения при активном содействии РФ. Для России очень важно, чтобы заявление, согласованное 9 ноября 2020 г., выполнялось. Но нельзя забыть отказ от достигнутого ею перемирия 1994 г. Замалчивать его срыв, потакая агрессору, просто недостойно.
Крайне негативно вмешательство Турции в дела Закавказья с вовлечением ею наёмников с Ближнего Востока. Призывы резолюций СБ ООН 874 и 884 ко всем государствам региона воздержаться от любого вмешательства, чтобы не подорвать мир и безопасность в регионе, Турция игнорировала. Эти призывы, тем более спустя 27 лет, ничего не значат для неё. Её османский аппетит однозначно требует осуждения в России, Европе и ООН. Как оправдать теперь членство Турции в Минской группе ОБСЕ, ищущей мирного решения конфликта?
Специально не касаюсь ошибок руководства Армении (а их было немало), чтобы не растворить основной стержень своего очерка, его главную тему.
Казимиров Владимир Николаевич, посол в отставке, в 1992-96 гг. глава посреднической миссии России, полномочный представитель Президента РФ по карабахскому конфликту, сопредседатель МГ ОБСЕ. Заслуженный работник дипломатической службы РФ.