Карине Арутюнян, Давид Галстян, Sputnik Армения
После войны в Карабахе без крова остались 7000 семей. Особенно сложно многодетным семьям, многие из которых получили долгожданное жилье незадолго до войны.
Живой, но без жилья: как социальные проблемы "убивают" участника карабахской войны>>
В нашем сегодняшнем материале мы расскажем историю двух таких семей. Обосноваться и начать новую жизнь они пытаются в Аскеране.
Последние дети в селе Аветараноц
Семья Лаврента Багдасаряна, где подрастает шестеро детей (три мальчика и три девочки 11-17 лет), лишилась из-за войны абсолютно всего. Село Аветараноц Аскеранского района, откуда Багдасаряны родом, осталось под контролем Азербайджана.
В 2000-е Багдасарян был офицером, потом уволился в запас и занялся сельским хозяйством. Власти построили для многодетной семьи дом, еще целых три семья построила своими силами — Лаврент за будущее детей был спокоен.
Колючая проволока разделила карабахское село Тагавард между армянами и азербайджанцами>>
Но началась война. Его, как многодетного отца, в резерв не взяли, но вместе со старшими детьми он помогал разгружать товары и снаряды на складе. Позже был сформирован отряд самообороны Аветараноца, к которому Лаврент и другие односельчане и присоединились.
Жители села еще в начале войны отправили детей в безопасные районы и Армению, но не думали, что азербайджанские ВС дойдут и до их домов. Лаврент эвакуировал детей из Аветараноца в Армению последним.
"Дети дают нам силу. Если тебя ничего не держит, выстоять и бороться до конца сложно", — говорит мужчина.
Лаврент рассказывает, что ополченцам в селе выдали оружие, но нормально организовать самооборону не смогли: "никто толком не знал, что и как делать".
27 октября село покинули последние добровольцы и ополченцы, в тот же день туда вошли азербайджанцы.
Сам Лаврент не успел взять с собой абсолютно ничего – только документы детей, но вплоть до подписания заявления по Карабаху пределы родной земли не покидал. Лишь раз после этого ему пришлось выехать в Армению, чтобы привезти детей.
"Наша земля здесь, я не могу оставаться в Армении. Через несколько месяцев мой старший сын пойдет в армию. Не могу я жить в Ереване или где-то еще, пока сын будет служить здесь. Где бы он ни был, здесь я буду рядом", — говорит Лаврент.
Сейчас власти платят за аренду дома, в котором живет многодетная семья. Мужчина надеется его купить, хотя цена выше, чем готовы компенсировать власти. Но сам Лаврент тоже сложа руки не сидит и уже вернулся к своему привычному занятию - сельскому хозяйству.
Жителей сел Кармир Шука и Шош напрягает движение азербайджанских колонн. Видео>>
Лаврент и его жена, которая до войны работала в детсаду, обрабатывают приусадебный огород. Кроме того, они взяли в аренду небольшой участок земли, где выращивают картофель, фасоль и другие культуры. Семья также купила несколько свиней.
Не сидит дома и старший сын – он уже пару месяцев подрабатывает в сфере строительства – занимается внутренней отделкой домов.
Остальные пытаются не отставать. Пока мы беседуем с отцом семейства, дети собирают опилки, набивают ими мешки, подметают двор. Они говорят, что в их селе было хорошо, но самое главное – вся семья вместе.
Несмотря на то, что семья потихоньку обустраивается, отец шестерых детей не теряет надежды вернуться в родное село.
"Я всегда думаю о том, что вернусь в свой дом, что бы ни было – путем борьбы или как-нибудь еще", - признается Лаврент.
С пятью детьми из Шуши в Аскеран
Совсем недалеко от дома Багдасарянов живет семья Товмасянoв из Шуши. Нарине и ее муж, как многодетные родители, в январе 2020 года получили 5-комнатную квартиру. Едва успели ее обставить, как началась война.
"Шуши для меня - это все": единственная крановщица в Карабахе строит дома для других>>
"Жили мирно, муж работал в "Арцахэнерго" электриком. А я устроилась уборщицей в одну из школ. Только-только встали на ноги, старый дом сдали в аренду. У меня 4 сыновей и дочь, нужно что-нибудь им оставить. Но война перечеркнуло все планы", — рассказывает мать семейства Нарине.
Женщина рассказывает, что в дни войны мужа не призвали, он продолжал чинить пострадавшие в результате обстрелов линии электропередач.
30 сентября Нарине с детьми покинула Шуши – их в Армению доставили волонтеры. Семье бесплатно предоставили дом в селе Грибоедов близ Эчмиадзина. Несмотря на хорошие условия женщина решила вернуться в Арцах.
Сейчас Нарине вместе с 5 несовершеннолетними детьми живет в необустроенном доме. Ренту и коммунальные расходы покрывает государство, но в доме нет газа, нет возможности печь хлеб.
"И то слава богу, в Степанакерте открылся филиал школы номер два и снова вернулась на работу. Муж работает, но не знаю, как будет решаться вопрос жилья. Власти готовы возместить определенную сумму – до 15 миллионов драмов (порядка 30 тысяч долларов) в районах и 10 миллионов (порядка 20 тысяч долларов) в селах. Но на эту сумму нормального дома не купить", — говорит Нарине.
Дом остался по ту сторону границы - Кочаряны, которые потеряли все>>
С пятью детьми самим накопить на жилье нереально. А надежды на то, что ей его предоставят власти, у нее мало. Она со слезами вспоминает свой дом и сам город Шуши. По азербайджанским каналам она видела, что оба ее дома разрушили, сравняли с землей.
Однажды в такси в Ереване водитель спросил ее, "легко ли было захватить город?".
"Ответила, что так же, как если ты сидишь на вершине горы и тебя оттуда должны спустить силой – конечно, это было нелегко", - рассказывает женщина. Она уверена, что азербайджанцы не могли взять город лишь собственными силами.
Ее дети скромно сидят в сторонке. Но, услышав, что мать говорит о Шуши, признаются, что тоже скучают по городу: "Дом был красивый, там было интереснее играть, все было…".