Капитан Ашот Микаелян погиб в июльских боях в Тавуше. Его жена Сюзанна была тогда только на первом месяце беременности. Отряд погибшего капитана встретил вдову с ребенком у роддома. Первой игрушкой новорожденного стал именной меч, подаренный малышу от имени личного состава 3-го армейского корпуса.
"Дорогой Давид, кровь Бесстрашного Ашота, которая течет по твоим венам, и непобедимый дух храброго армянского солдата всегда будут сопровождать нас к победам. Держи свой меч высоко, мальчик. Да хранит тебя Господь"․․․
Перед июльскими боями Ашот уже знал, что станет отцом. Несмотря на просьбу жены Сюзанны - подождать несколько месяцев, а потом уже рассказывать, что у них будет ребенок, Ашот не выдержал. Сразу позвонил матери и сообщил: "Мам джан, ты станешь бабушкой, через 9 месяцев у меня родится сын"․
Ашот погиб, будучи уверенным, что у них будет мальчик. Сегодня его отцовский дом в Ванадзоре – единственное место, где Сюзанна чувствует присутствие мужа и утоляет свою бездонную тоску.
Сюзанна и мать Ашота, Гоар, встречают нас с улыбкой. По дому бегает годовалый Геворк, племянник Ашота, он всех обнимает, выражая радость.
В углу гостиной на столике размещены детские и юношеские фотографии улыбающегося Ашота, его медали и орден "Боевой крест".
Солдаты хорошо знают, каким командиром был Ашот. В Бердском районе (бывшем Шамшадине) Тавушской области в первые дни начавшихся 12 июля 2020 года армяно-азербайджанских столкновений пошли слухи о том, что армянская сторона заняла высоту. Пост находился на возвышенности, известной как Карадаш или Севкар. Министерство обороны назвало этот пост "Бесстрашный".
Ашот – тот самый командир, который со своими солдатами отвоевал у врага пост "Бесстрашный".
После смерти Ашота его солдаты часто навещают семью погибшего. Однажды они рассказали его матери, как капитан собрал их перед решающей операцией.
"В день, когда мы должны были занять пост, Ашот сел у подножья горы и сказал: "Парни, ни у кого из вас и волос с головы не упадет, все вы вернетесь домой целыми и невредимыми, я вам обещаю". Сказал и сделал, он всех нас вернул домой, но сам не вернулся", - пересказывает мать слова солдата.
Еще до начала боев Гоар по приглашению одноклассников на несколько дней полетела отдыхать в Испанию. Из-за коронавируса границы закрылись, и она не смогла вернуться.
Все это время она постоянно говорила по видеосвязи с двумя сыновьями – Ашотом и Ворсканом.
"26 июля говорила с Ворсканом, сказал, мам, не переживай, завтра Ашот спустится с поста. Дело было ночью, я сказала, что очень хочу поговорить с Ашотом, но сын возразил, что тот сейчас спит, да и опасно звонить в это время. Рассвело. Каждое утро в 9 часов читала новости от Минобороны. Открыла сайт и сама прочитала, что Ашота больше нет", - рассказывает мать срывающимся от волнения голосом.
Мог на войну не идти, но не смог не пойти: мечта Геворка Аршакяна сбылась... в Ераблуре>>
С помощью одноклассников ей удалось приехать в Армению на похороны сына.
"Всегда приходила в ужас, когда думала о войне, у меня оба сына военные. Я уже проходила через все это во время апрельской войны, помню, 8 апреля, в мой день рождения, сын поздравлял меня под звуки падающих снарядов и громко, радостно смеялся. Я была уверена, что ни одна пуля не коснется моего Ашота", - говорит Гоар.
"Иногда утешаю себя мыслью, что я – глаза Ашота в этом мире, через которые он видит своего ребенка", - говорит она.
Жена Ашота Сюзанна родом из Степанакерта. С Ашотом познакомились в 2017 году, когда его перевели в воинскую часть в Степанакерте.
"Ашот 6-7 месяцев снимал жилье на нашей улице, я его не видела, я особо не выходила из дома, однажды случайно встретились, я ему с первого взгляда понравилось. Он удивлялся, что год здесь жил и не видел меня, наверное, его привлекла эта моя недоступность. Познакомились, пообщались полтора года и поженились. Мы очень любили друг друга. Есть одна история, которая никак не выходит у меня из головы. Как-то Ашот опаздывал, а я переделала все свои дела, прилегла немного отдохнуть, поспать и забыла, что отключила звук на телефоне. Ашот за полчаса наверно раз десять позвонил, я не отвечала. Он пробежал пять километров от постов до дома. Зашел, увидел меня лежащую, наверно подумал нехорошее и начал так трясти, что до сих пор вспоминаю со смехом. Я открыла глаза, ему стало плохо, совсем перепугался, сел у моих ног, снял медаль "За безупречную службу", поставил на стол ... Я обрадовалась и говорю "ой, ты получил медаль", а он мне – "Сюзан, мне сейчас не до этого, ты меня до смерти напугала", - вспоминает Сюзанна с комом в горле.
Она не может смириться с отсутствием мужа.
"Каждый день жду Ашота, мне все время кажется, что сейчас он откроет дверь и, шутя, войдет, но ... мы общаемся во сне. У меня не было ни малейших сомнений в том, что я рожу нашего ребенка. Я была на 4-5 неделе беременности, когда Ашот погиб. Родила сына, решила, и ему обещала, что наш сын будет расти у него дома. Я чувствую здесь присутствие Ашота, поэтому не могу уходить далеко", - говорит Сюзанна.
Будущее для нее все еще в тумане, не знает, что будет делать.
"Ашот ругался со мной, когда я мысленно уходила в будущее, строила совместные планы, говорил, "куда тебя занесло, как ты далеко в своих мыслях ушла", сейчас это будущее абсолютно серое", - говорит она.
Был королем танцпола, а стал героем войны: каким Шагена Галстяна помнят в его школе>>
В доме Микаелянов каждый скорбит по-своему. Ворскан, по словам матери, как только начинает скучать по брату, садится ночью в машину и едет в Шамшадин, поднимается на пост "Бесстрашный", и всю ночь сидит разговаривает с солдатами Ашота, наверное, там ищет брата и не находит.
Ашота похоронили в Ванадзоре, мать говорит, что добираться в "Ераблур" непросто, кроме того, кладбище Ванадзора после последней Арцахской войны превратилось в настоящий пантеон, повсюду армянские флаги․․․