ЕРЕВАН, 24 мая — Sputnik, Лаура Саркисян. В последние несколько недель онлайн-такси резко взвинтили стоимость проезда в Ереване. Это не могли не заметить граждане, потому что тариф повысился аж в 1,5-2 раза. Сработал эффект домино: частные таксисты не упустили возможность и тоже повысили цены.
Граждане жалуются, если раньше повышение тарифов было оправдано и вписывалось в логику, было ожидаемым в часы-пик, то сейчас этот механизм действует при любой погоде и даже в относительно спокойные часы. Сами водители дают противоречивые комментарии: с одной стороны, они понимают, что теряют клиентов, с другой - уверяют, что без повышения цены за проезд не могут компенсировать расходы на топливо в условиях загруженности дорог.
Что на деле?
Работа таксиста просто стала невыносимой для большинства водителей. Из-за отсутствия альтернативных путей и увеличения количества транспортных средств, в столице бывают пробки практически в режиме нон-стоп. И понятие час-пик утратило свое первоначальное значение.
"Для начала поясню, что тариф не я устанавливаю. Сколько брать денег с вас в тот или иной период дня или ночи решает система", - сказал Sputnik Армения водитель одного из сервисов мобильного такси Армен.
Он пояснил, что если заказать такси из центра города до одного из спальноых районов, то в загруженный час система возможно запросит сумму выше обычной на 500-600 драмов. То есть вместо 1200 за 9-10 километров, придется платить 1500-1800 драмов. По его словам, если система выдает такой тариф, значит дороги загружены, по всему центру пробки, а такси нарасхват.
"Чем больше мы стоим в пробке, тем больше тратим топлива. В конечном итоге мы тратим нервы, а пассажир: нервы, деньги и время",- сказал Армен.
Его коллега по цеху - Ашот- зарабатывает частным извозом и принципиально не работает через сервисы. Он отмечает, что еще несколько лет назад, можно было работать.
"Тогда мы четко знали, что утром и вечером люди ездят на работу и обратно, следовательно, ожидаются пробки. Сейчас все непредсказуемо. С одной стороны, дороги сузились, так как по краям проезжей части годами могут стоять машины на продажу, с другой стороны - количество транспортных средств значительно увеличилось. Малейшая авария создает многокилометровые пробки", - сказал нам Ашот.
С ним мы говорили ближе к концу рабочего дня, он стоял на одной из центральных улиц и не работал. Клиентам, которые хотели добраться из одного края центра в другой он отказывал. На мой вопрос почему, водитель пояснил, что в час-пик либо он должен взять за проезд больше минимального за 1 километр, либо вовсе не принимать заказ.
Мужчина предпочитает второй вариант. Он поясняет: пробок больше – траты топлива выше, а значит и проезд дороже.
Что говорят операторы и специалисты?
Ереванцы привыкли к тому, что цены повышаются во время большого спроса, однако не с такой периодичностью и частотой. Еще в 2019 году такси-сервис GG сообщал о повышении тарифов на свои услуги. В частности отмечалось, что минимальная плата за проезд может меняться в зависимости от загруженности дорог. Это даст возможность снабдить систему новыми инструментами и избавиться от нынешних опозданий. В часы пик вызвать машину класса эконом отныне придется за базовые 800 драмов вместо 500. А минимальная плата за проезд на обычной машине обойдется в 900 драмов против прежних 600.
Сейчас же минималка у эконом-класса может достигать 1000 или 1100, а у комфорта - 1200 драмов.
Оператор в Yandex-такси в беседе с корреспондентом Sputnik Армения пояснил, что тариф увеличивают не водители, а система. Датчик высчитывает, сколько примерно требуется в пути от пункта "А" до "Б" водителю, с учетом пробок и загруженности дорог, такую и выдает цену за проезд. Кроме того, чем больше спрос на такси, тем выше сумма.
Глава общественной организации "Друг водителя" Тигран Кеян не удивлен повышением цен на проезд. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения подтвердил, что на ценообразование влияет стоимость топлива, пробки, загруженность дорог и спрос на такси. При этом наиболее критичной в сложившихся реалиях он считает не столько ценовую политику, сколько отсутствие механизмов регулирования сферы.
"Клиент во время заказа такси заранее знает, сколько с него спросят и может отказаться от услуги. А вот сфера нуждается в реальных реформах", - сказал Кеян.
Власти либерализировали это поле, теперь кто и как работает в сфере услуг такси - непонятно. Необходимо ввести лицензирование, классификацию транспорта и водителей, разработать требования и нормы работы такси-сервисов и частных извозчиков, применить жесткие требования к водителям и главное за всем этим следить.
Из-за отсутствия регулирования говорить о качестве услуг просто невозможно.