Все потерял и стал шить худи: карабахский рэпер Лека дал обещание, но сдержать не сможет

© Sputnik / Aram NersesyanРепер из Нагорного Карабаха Лека (Валерий Казарян)
Репер из Нагорного Карабаха Лека (Валерий Казарян) - Sputnik Армения, 1920, 24.05.2021
Подписаться
Валерий Казарян прошел три войны в Карабахе, в каждой получал ранение и терял кров. Но он продолжает творить, создавая не только песни, но и спортивную одежду.

Нана Мартиросян, Sputnik Армения

В дни войны один из моих коллег предложил послушать "пророческую" песню. Когда прозвучали первые аккорды, я поняла, что это песня карабахского рэпера "Тун тарек" (Ред. – отвезите меня домой). Это песня о первой войне и переживаниях ребенка, потерявшего свой дом. До войны не часто слушала ее, а после - почти каждый день. И не я одна. Всего за месяц число зрителей, увидевших клип, увеличилось в три раза и достигло 1,5 миллиона просмотров.

© Sputnik / Aram NersesyanРепер из Нагорного Карабаха Лека (Валерий Казарян)
Все потерял и стал шить худи: карабахский рэпер Лека дал обещание, но сдержать не сможет - Sputnik Армения, 1920, 24.05.2021
Репер из Нагорного Карабаха Лека (Валерий Казарян)
"Я написал ее до войны о моем первом доме. Не хотел, чтобы она становилась настолько популярной, поскольку не желал, чтобы кроме меня еще кто-то почувствовал эту боль. К сожалению, после войны многие почувствовали то же, что я. Это очень грустно и больно", - признался он.

Лека и его семья трижды лишались дома. В первый раз в войне 90-ых. Ему было всего 1,8 года и он почти не помнит свой дом. Во второй раз, они переехали из Мартакерта в Новую Марагу и особой боли утраты не было, но вот последний дом был особо дорог. Их семья построила его с нуля и с каждым камнем связано много воспоминаний и эмоций.

15 ноября прошлого года он был на позициях в Хцаберде, когда ему позвонили и сказали, что он должен освободить дом до 11։00 часов следующего дня, когда он добрался до села, времени почти не оставалось. Он не знал, что забирать, что оставлять. От безнадежности позвонил человеку, предупредившему о приходе азербайджанцев, извинился, что не сможет убраться и приготовить завтрак до их прихода.

"Все это больно": воспоминания освобождавших Шуши добровольцев>>

– Что забрали из дома?

– Наши фотографии, учебники племянников и по пять столовых приборов – столы, вилки и т.д. Еще забрал воспоминания. Сидел и смотрел на все вокруг – вспоминал как строили, что планировали и какие у нас были мечты.

Лека признается, что воспоминания о первой карабахской войне ужасные. Он помнит повешенного и разрезанного пополам человека. Эту страшную картину он никак не может забыть, но последняя война была особо болезненной. Репер потерял друга и оставил на подконтрольной противнику территории могилу самого дорогого человека.

© Aram NersesyanРепер из Нагорного Карабаха Лека (Валерий Казарян)
Все потерял и стал шить худи: карабахский рэпер Лека дал обещание, но сдержать не сможет - Sputnik Армения, 1920, 24.05.2021
Репер из Нагорного Карабаха Лека (Валерий Казарян)

"Я кое-что обещал, но не смогу выполнить", — говорит он... и замолкает.

Молчу и я. Вдруг вспоминаю историю, рассказанную мне другом в дни войны - Лека обещал отвести свою невесту на могилу матери, но уже не сможет сделать этого. Молчание становится тяжелым, и я начинаю задавать глупые вопросы, а он быстро собирается и как ни в чем не бывало, передает беседу с отцом погибшего друга. После очередного посещения их семьи, мужчина попросил Леку не заботиться о них и строить свою жизнь. Он твердил, что сына ему никто не заменит.

"Если потерявший сына человек не сломался и хочет жить, то кто я такой, чтобы не жить. Я буду жить не только за себя, но и за всех погибших ребят", - говорит он.

Ему было трудно вернуться к обычной жизни, помогли друзья. Они основали производство спортивной одежды с надписями на карабахском диалекте и назначили его ответственным за логистику. Постоянная занятость отвлекала от дурных мыслей и придала стимул для жизни, а благодаря его усилиям состоялся новый армянский бренд, в производстве которого не используется никакого турецкого сырья. Это принцип. Еще особенность этой одежды в том, что на ней надписи исключительно на карабахском диалекте. В основном, спросом пользуются худи с надписями "Меня зовут Арцах, я не сдаюсь", "Арцах для жизни" и "Что вы хотите от меня?".

Кстати, последнее выражение проскользнуло в голове Леки 27 сентября, когда он проснулся от грохота войны. Он выглянул на улицу и ему показалось, что оказался в игре Call of Duty. Передвигалась военная техника, все вокруг взрывалось, и кричали дети. Это был хаос.

Фотограф Вагинак Казарян - Sputnik Армения, 1920, 18.05.2021
"Спящий солдат" принес победу армянскому фотографу на конкурсе Word Press Photo

Первые 15 дней он занимался эвакуацией мирных жителей из Гадрута, Мартакерта, Мартуни и т.д. Сформировал команду и создал налаженный механизм. Однажды вывез из Гадрута женщину, которая оказалась мамой его друга. Именно к нему на позиции он отправился в самый разгар войны, когда посчитал свою работу в эвакуации людей завершенной.

Во время войны не было времени размышлять, но после нее стало особенно трудно и тогда к нему на помощь пришли люди, которых он эвакуировал из-под бомбежек. Они писали ему письма в социальных сетях и благодарили за спасение, а он набрался решительности и написал песню об этой войне. Она будет называться "Я все еще есть", в майке с такой надписью он и пришел на интервью. Только сейчас понимаю, почему именно эта запись и решаю завершить нашу беседу вопросами из хита "Тун тарек" (Ред. – отвезите меня домой).

- Где твой дом?

- Его еще нет

- Спишь спокойно ?

- Нет…

Лента новостей
0