С 1992 года в бывших анклавах Бархударлу, Софулу и Верин Воскепар (Юхары Аскипара на азербайджанском) никто не проживает. По рассказам местных жителей, в первых двух селах в советское время жили порядка 20-30 азербайджанских семей, а в третьем - около ста. Все жители покинули их во время первой карабахской войны. В селах дома разрушены, но могилы уцелели. Кстати на некоторых плитах сохранилась арабская вязь.
Устами тавушцев
"Все три деревни основали азербайджанские кочевники, которые сначала арендовали землю и пасли мелкий рогатый скот на этих территориях, а в советское время заполучили ее и обосновались там. Они изначально серьезно подходили к вопросу, и все села создавали на склонах гор в максимально важных для нас территориях", - рассказал житель Воскепара Арам.
Дело в том, что Софулу и Бархударлу находились близ железной дороги Иджеван-Газах-Баку, ныне там проходит межгосударственная трасса Ереван-Тбилиси.
С Верин Воскепаром, граничащим с армянским селом Воскепар, ситуация еще более интересная. Оно находится на стратегической высоте, откуда есть дорога в Лорийскую область Армении. Хотя в этом селе жили азербайджанцы, но свидетельством армянского следа является средневековая армянская смотровая башня, вокруг которой они строили дома. Кстати, она тоже сохранилась до сих пор и историки изучают ее.
"Сложно понять, как в советское время азербайджанцы заполучили эти земли, но сейчас жить как раньше точно невозможно. Были две войны, наши села находились под постоянным обстрелом. Еще не остыла кровь наших детей и сохраняется угроза возобновления боевых действий - о какой совместной мирной жизни можно говорить?" - отметил Арам.
Закрытая тема
В селе Азатамут, граничащем с двумя бывшими анклавами, живет порядка 3500 человек. Местные с легкостью показывают дорогу, ведущую к затерянным в траве развалинам домов. Армяне не захотели жить в чужих домах, с годами от них остались лишь камни.
Представители старшего поколения села Азатамут даже не хотят представлять жизнь бок о бок с азербайджанцами. По их мнению, возвращение азербайджанцев в эти села создаст серьезную угрозу безопасности как для села, так и всей республики. Обмен с армянским эксклавом Арцвашеном (территория близ Гегаркуникской области) также не считают возможным.
Врио главы администрации Азатамута Артур Бегинян заверил корреспондентов Sputnik Армения, что не получал каких-либо официальных установок либо поручений по этому вопросу. Более того, считает бессмысленным обсуждения на тему обмена анклавами.
"Все хорошо понимают, что это армянские исторические территории, пусть даже некоторое время там жили азербайджанцы. Следовательно, отдавать нечего и нужно навсегда закрыть эту тему", - сказал он.
В соседнем Воскепаре также считают анклавы закрытой темой. Собравшиеся в центре села дедушки хорошо помнят войну в 90-х, когда из Верин Воскепара азербайджанцы обстреливали их село (расположено ниже), либо устраивали диверсии. В первую карабахскую войну из села было много погибших. Именно поэтому воскепарцы однозначно выступают против какого-либо обмена, да и уверены, что руководство страны хорошо взвесит ситуацию и не пойдет на такую авантюру.
"Мы лучше всех знаем, чего стоило соседство с азербайджанцами и больше не хотим терять наших сыновей. Есть граница, к которой мы уже привыкли, и не нужно ничего менять, а если нет, то мы снова будем защищаться, как сделали в первую войну", - говорит один из старожилов села.
Глава администрации Воскепара Сероб Махсудян рассказал, что ситуация в селе в целом спокойная, сельчане занимаются сельскохозяйственными работами, живут ежедневными заботами и не строят домыслов.
"Люди немного взволнованы, поскольку поступает противоречивая информация. Но паники нет, настрой боевой. Воскепарцы никогда не боялись и не боятся. "Соседи", скорее всего, помнят нашу силу и не захотят вновь влезать в конфликт с нами", - отметил он.
При выезде из села можно увидеть армянскую церковь Святой Богородицы, датируемую первой половиной XIII века.
За ней - в буферной зоне азербайджанское село Ашах Аксипара (Неркир Воскепар), а напротив - продолжение армянского Воскепара. В азербайджанском селе дома разрушены, а в армянском - недостроенные со времен первой войны.