Нелли Даниелян, Sputnik Армения
Железный свидетель сдачи Арцвашена: "Москвич" сельского старосты
Старый "москвич", припаркованный у здания сельской администрации села Драхтик Чамбаракского района Гегаркуникской области, напоминает его жителям о родном селе - Арцвашене.
В августе 1992 года нынешний глава Драхтика, арцващенец Миша Аракелян вывез в этом автомобиле из окруженного азербайджанцами села 9 женщин.
"Четверых усадил в салон, четверых – в кузов. Потом встретили в горах пожилую женщину, взял ее на руки и кое-как разместил в машине, так и доехали до села Кармир (Красное)", -рассказал Аракелян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Под прицелом азербайджанцев: жители села Норабак не боятся, но детей не выпускают на улицу>>
У азербайджанского села Ивановка машина попала под артобстрел. Миша Аракелян получил осколочное ранение, но довез женщин в целости и сохранности, потом вернулся защищать село. Восьмого августа им все же пришлось уехать оттуда, и на этот раз – навсегда.
"Вдруг поступил приказ освободить село. Нас оттуда вывели буквально за день. Приехали автобусы, забрали людей, кто на автобусе, кто на своей машине, уезжали кто как мог",-рассказывает Аракелян и добавляет, что люди оставили в Арцвашене все имущество, выехали, в чем были.
Миша Аракелян уверен, что невозможно было удержать Арцвашен. Село расположено в низине и окружено десятком азербайджанских поселений, которые находятся выше.
Уже после этого жители Арцвашена узнали, что военно-политическое руководство Армении тех лет обменяло Арцвашен на Тигранашен (в прошлом Кярки) Араратской области, где в то время проживали азербайджанцы.
Однако Кярки был слишком мал для всех арцвашенцев. Часть из них поселилась в общине Чамбарак Гегаркуникской области, остальные - в других селах той же области.
От Тигранашена до Арцвашена, или Чем чреваты для Армении скрытые амбиции Баку>>
В Драхтике сейчас живет 100 семей, выселенных из Арцвашена. Они скучают не только по своему родному село, но и по его природе, плодородию земли. В Арцвашене можно было выращивать все, а климат Драхтика жесткий, здесь растут только яблоки и картофель. Привыкшие к земледелию арцвашенцы уже 30 лет вынужденно занимаются скотоводством.
Миша Аракелян вспоминает, что когда в 1992-м их перевезли из Арцвашена в Драхтик, все дома там были заброшенными и пустыми. Азербайджанцы уехали из Драхтика еще в 1988-89 годах, причем их не выселили, многие даже успели продать дома и имущество, увезли с собой все свои вещи. Армяне же оставили в Арцвашене абсолютно все.
Поеду, но не перееду – арцвашенцы не уверены в вопросах безопасности
Бывшие жители Арцвашена не очень-то склонны верить слухам о возможном возвращении в родное село, хотя и лелеяли надежду на протяжении 30 лет, что в один прекрасный день они все же вернутся.
История не нова: Гейдар Алиев хотел половину Черного озера для "братского народа">>
Староста села Драхтик уверяет, что при возможности вернется, не задумываясь.
"Я там родился, там вырос, все мои воспоминания связаны с этим селом. И не я один, многие поедут. Но при одном условии, чтобы границы были защищены", - говорит он.
Астхик Торосян переехала из Арцвашена в Драхтик, когда ей было чуть больше 8 месяцев. Она не видела села, но считает своей родиной Арцвашен.
"Мама рассказывает, что, когда бежала из села, со страху забыла меня дома. Потом вернулась, чтобы забрать. В этот момент уже начали стрелять. Она схватила меня и спряталась в ванной, потом соседи вытащили ее оттуда", - рассказывает она.
Астхик также отметила, что если у нее будет возможность, она поедет в Арцвашен, но не жить, а чтобы увидеть родное село своих родителей, чтобы прикоснуться к жизни предков.
"Потому что я думаю о будущем своих детей. Если село будет окружено азербайджанскими землями, то какая разница, как было тогда, то же самое будет и сейчас",– говорит Астхик.
После 1992 года арцвашенцы видели свое село только в интернете и с позиций Чамбарака – в бинокль. Они заметили, что азербайджанцы ведут в их селе посевные работы, обрабатывают землю, живут, но не ремонтируют дома, не строят новые, словно живут временно, как приезжие. Единственное, что они добросовестно сделали - уничтожили армянское кладбище.
"Осталось гладкое место, все снесли, полностью уничтожили", - говорит Миша Аракелян.
Азербайджанское кладбище в Драхтике сохранилось до сих пор. На все удивленные комментарии арцвашенцы отвечают: "Мы же не турки".
Староста Арцвашена или староста села без села
Староста Арцвашена Мамикон Хечоян - единственный в Армении сельский староста, у которого нет села. Дело в том, что оставшийся на территории Азербайджана Арцвашен юридически был и остается армянской суверенной территорией, находящейся на территории Азербайджана – эксклавом. И по законодательству Армении, у армянского поселения должен быть глава общины.
"Как по картам, так и по документам Арцвашен – территория, принадлежащая Армении, и рано или поздно ее должны вернуть", - сказал Мамикон Хечоян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Ну а пока глава сельской администрации обеспечивает связь между арцвашенцами, разбросанными по разным населенным пунктам Армении, собирает документы, подтверждающие, что они потеряли имущество и понесли материальный ущерб, чтобы представить в Европейский суд. Сумма, которая выделяется из госбюджета администрации Арцвашена, в основном, расходуется на нужды арцвашенцев. Например, бюджет этого года пошел на ремонт крыш домов в квартале сельчан, живущих в городе Чамбарак.
Нет никакого документа по обмену армянского Арцвашена с азербайджанскими анклавами, оставшимися на территории Армении. По словам Мамикона Хечояна, это произошло на основании устной договоренности
"В 1992 году Левон поменял, теперь Пашинян может поменять, но в конце концов арцвашенцы ни на секунду не теряют надежды – придет время, когда мы будем жить в Арцвашене. Мы и тогда бы не уезжали. На этой дороге было азербайджанское село с 40 домами, там у них была опорная точка. Я и тогда был старостой села, председателем Совета обороны. Предложил поставить пост напротив их поста, тогда дорога стала бы безопасной. Но увы..." - сказал Хечоян.
Могилы азербайджанцев в Сотке не тронуты>>
Военные и политические власти Армении тогда не приняли предложение старосты.
"7 августа Вазген Саркисян и Ара Саакян приехали в наше село, 8 августа в 8 часов вечера Вазген Саркисян посмотрел на часы, сказал, прямо в обговоренное время пришли", - рассказывает Хечоян, напомнив, что спустя годы Левон Тер-Петросян подтвердил в интервью, что решение о передаче Арцвашена было принято в рамках государственной политики.
Мамикон Хечоян и сегодня уверен, что если государство не помешает, народ не оставит свою землю, будет защищать ее.