Оба церковных праздника имеют свои богослужения (каноны), за день до них исполняются шараканы (духовные песнопения), посвященных святым девам.
37 девушек-христианок бежали в Армению из Рима вследствие гонений на исповедующих христианство. Вместе с игуменьей Гаянэ девам пришлось спешно покинуть древнеримский монастырь Св. Павла.
Согласно легенде, по дороге им явилась Св. Богородица и завещала направиться к Араратской земле – в Армению. Девы добрались до Вагаршапата. Возле горы Варага Св. Рипсимэ сняла с шеи святой деревянный крест – частичку от Креста Господня, - полученный по наследству, и захоронила его в армянской земле. Эта реликвия чудом нашлась в седьмом веке, после чего Армянская Апостольская церковь, наряду с праздниками креста, начала отмечать также праздник Воздвижения Креста Господня.
Покоренный красотой девы Рипсимэ армянский царь Трдат III пожелал овладеть ею. Дева заявила, что она принадлежит только Христу, что привело царя в неописуемую ярость. Трдат предал деву жесточайшим пыткам, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части. Игумения Гаянэ за то, что воодушевляла Рипсимэ мужественно терпеть истязания за Христа, вместе с двумя сестрами инокинями была предана на такие же страшные муки: в присутствии царя им просверлили ноги, повесили, содрали с живых кожу со всего тела, рассекли живот, отрезали языки, после чего они были обезглавлены. Остальных девушек изрубили и бросили на растерзание зверям.
Спустя девять дней Святой Григорий Просветитель отыскал мощи мученически погибших дев и предал их земле, после чего построил часовни во имя мучениц. Впоследствии именно в этих краях были возведены церкви Св. Рипсимэ, Св. Гаянэ и Св. Шогакат. Сам же царь Трдат после казни невинных христианок стал одержим бесами. От бесноватости царя исцелил крестивший его Григор Просветитель. После этого, поверив в силу христианской веры, Трдат крестился сам, а затем крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении.