Лучшим ответом на эти попытки стало решение Европейского суда по правам человека, который по сути отклонил иск Азербайджана, требовавшего применения в отношении Еревана промежуточных мер в связи с нежеланием в одностороннем порядке представлять координаты заминированных участков. В Страсбурге, похоже, осознали что серьезная гуманитарная проблема целенаправленно политизируется лишь с целью пропаганды, а вовсе не ее скорейшего решения.
Правительство Азербайджана уже дважды жаловалось на Армению в Европейский суд, обвиняя Ереван в отказе предоставить карты минных полей и требуя срочного применения промежуточных мер. Пятого марта суд решил, что нет оснований для удовлетворения этого требования, так как оно выходит за рамки условий, при которых регламент позволяет применять промежуточные меры. Судьба повторной жалобы постигла та же участь. Суду не осталось ничего иного, кроме, как ответить правительству Азербайджана, что решение от 5 марта остается в силе, и нет необходимости вновь возвращаться к тому же вопросу. Примечательно, что сообщение это было распространено в тот самый день, когда в Баку начали новую массированную пропагандистскую кампанию вокруг темы заминированных территорий.
Бакинских правителей разочаровал не только Страсбургский суд, но и ряд других европейских и международных стуктур. Так в Баку возмущены тем, что крупнейшая в мире журналистская правозащитная организация отказалсь ределить азербайджанскую точку зрения на причины трагедии, произошедшей 4-го июня в Кельбаджаре. "Репортеры без границ" не сочли, что факт подрыва на мине двоих сотрудников бакинских государственных СМИ является достаточным основанием для обвинения армян в совершении убийства.
Что же на самом деле из себя представляет эта проблема? Есть ли она на самом деле? В Баку утверждают, что армянские силы перед тем, как покинуть находившиеся под их контролем территории, специально их заминировали с целью убить как можно больше азербайджанцев, в том числе гражданских лиц. Азербайджанские источники утверждают, что жертвы взорвавшихся мин исчисляются уже сотнями. В связи с этим возникает несколько вопросов:
Первый – есть ли убедительные свидетельства, доказывающие, что все погибшие подорвались именно на армянских минах? Ведь линия соприкосновения была заминирована с обеих сторон. Разве можем быть уверенными в том, что азербайджанские саперы смогли обеспечить стопроцентный результат в работе по обезвреживанию собственных мин.
Второй – почему в Баку убеждены, что карты минных полей вообще существуют? Даже если и существуют, откуда гарантия, что они настолько точны, что позволят решить проблему. Линия соприкосновения с обеих сторон минировалась почти 30 лет назад, когда системного подхода к процессу еще не было. Не факт, что координаты всех заложенных мин возможно было фиксировать. Даже если и были попытки чертить карты минных полей, рассчитывать на их точность сегодня не приходится. Кроме того, трудно быть уверенными в том, что все эти карты сохранились. Они могли храниться в приграничных воинских частях, которые находятся на территориях, перешедших под контроль Азербайджана. Так что Армения даже при желании не сумела бы удовлетворить требование Азербайджана о предоставлении карт ВСЕХ минных полей.
Третий – в XXI веке есть вполне доступные технологии, которые позволяют эффективно решать проблему разминирования без каких бы то ни было карт. По данным официальных азербайджанских источников, за последние три месяца специалисты из Турции с помощью современного оборудования уже обезвредили в Карабахе более 35 тысяч мин на площади 100 миллионов квадратных метров. Это 10 тысяч гектаров. То есть, значительная часть территорий, на которых могут быть мины, уже разминирована. В таком случае, зачем Азербайджан продолжает требовать предоставления каких-то карт, существование которых вызывает сомнения? Получается, Азербайджану на самом деле нужны не сами карты минных полей, а возможность обвинять Армению в нежелании их предоставить.
Четвертый - основная часть погибших от мин это именно гражданские лица. Среди погибших 20 были гражданскими, 7 – военными, среди раненых - 86 гражданские, 29 военные. Как такое могло произойти в условиях, когда доступ в районы, некогда находившиеся под контролем армянских сил, без специального разрешения строго запрещен? Известно, что сразу после прекращения военных действий и подписания трехстороннего соглашения власти Азербайджана ввели суровое наказание за несанкционированное посещение Карабаха. Но несмотря на риск оказаться в тюрьме, или, того хуже – подорваться на мине, тысячи (да именно тысячи) азербайджанцев, уже побывали в районах, входивших прежде в состав НКР. Судя по публикациям бакинской прессы, значительная их часть – это мародеры, направляющиеся в бывшие армянские села грабить брошенные дома. Но как им удается преодолеть блокпосты на дорогах? Приходим к выводу, что военные и правоохранители, которые обязаны препятствовать несанкционированным поездкам в Карабах, халатно относятся к выполнению своих обязанностей.
Следует отметить, что руководство Армении никогда не заявляло, что отказывается способствовать решению гуманитарных проблем, вызванных последствиями военных действий. Под этим нужно иметь в виду в том числе и вопрос разминирования. Но насколько уместно ждать односторонних шагов со стороны Армении, в условиях, когда Азербайджан не только продолжает незаконно удерживать у себя армянских военнопленных, но и захватывает новых заложников?
Грубо нарушая требования международных конвенций и условия трехстороннего соглашения, Азербайджан по сути пытается создать ложную повестку с целью оправдания своих действий. Пытаясь вынести на первый план проблему заминированных территорий, Баку стремится отвлечь внимание от главной проблемы, препятствующей реализации достигнутых договоренностей. Официальный Ереван публично не заявлял о том, что связывает предоставление карт заминированных территорий с решением проблемы удерживаемых военнопленных. Но председатель парламентской комиссии по обороне и безопасности Андраник Кочарян, являющийся не последним человеком команды Пашиняна, однажды откровенно сказал: "Если карты помогут спасти жизнь хотя бы одного из наших пленных, власти Армении предоставят их". А это значит, что чем быстрее Азербайджан вернет армянских военнопленных, тем больше мин удастся вовремя обезвредить.
Акценты недавнего комментария министра иностранных дел России Сергея Лаврова позволяют заметить, что Москва со своей стороны прилагает усилия для незамедлительного решения обеих проблем. "Россия является сторонницей оперативного урегулирования всех возникших после войны гуманитарных вопросов без предварительных условий. Имею в виду и возвращение военнопленных и урегулирование проблем, связанных с минами", - заявил Сергей Лавров в ходе своего визита в Баку.
По его словам: "первые предварительные шаги в этом направлении сделаны" и есть основания полагать, что "процесс существенно ускорится и проблема будет решена полностью". Скорее бы.