И.о. премьер-министра Никол Пашинян 9 июня в очередной раз предложил Азербайджану зеркальным образом отвести войска от линии соприкосновения. После этого вдоль приграничной линии должны разместиться российские пограничники, и уже с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ начнется работа по уточнению границы на участке Сотк-Хознавар.
Пашинян заявил, что Армения не отвергает процесс делимитации и демаркации границы (и этих слов не нужно бояться), и он не навредит Карабаху.
Возникает сразу несколько вопросов
Фактически, восточный рубеж Армении имеет три различных статуса. Пашинян предлагает уточнение границ только на участке Сотк-Хознавар.
Но остаются еще два участка, судьба которых непонятна. Вне уточнения остаются линии соприкосновения выше Сотка (основная часть Гегаркуникской и вся Тавушская область) и южнее Хознавара, до границы Ирана (которая непосредственно граничит с занятым азербайджанцами Кашатагским районом Нагорного Карабаха).
Возникает первый вопрос: Армения считает неопределенной всю границу с Азербайджаном или лишь участок Сотк-Хознавар. И второй вопрос - мы отказываемся от претензий на части Шаумяновского (Карвачар/Кельбаджар) и Кашатагского районов, которые 25 ноября были переданы под контроль Азербайджана?
Если мы официально признаем, что там проходит граница Армении с Азербайджаном, то армянская сторона официально и окончательно "прощается" с Карвачаром.
Почему прощается? Да потому, что пункт в заявлении от 9 ноября был подписан в условиях военного давления со стороны Азербайджана. И в будущем с правовой точки зрения можно было бы использовать этот аргумент.
Что ждет участок от Хознавара до границы Ирана?
Также непонятно, что будет происходить на оставшемся участке южнее села Хознавар. Эту территорию у линии соприкосновения можно разделить на два участка:
1) Участок, где проходит дорога Горис-Давид Бек и Капан-Чакатен.
Еще в декабре 2020 года армянское Минобороны сообщило, что российские пограничники обеспечат безопасность движения на этих участках дороги.
В феврале этого года вице-премьер Тигран Авинян заявил о договоренности по этому участку. Однако на наш запрос от 8 марта (!) о сути этой договоренности, мы не получили ответа.
Фактически этот участок линии соприкосновения и дорога имеют отдельный, если можно так сказать, статус (причем непонятно какой).
Если допустить, что здесь Армения и Азербайджан "довольствуются" фактическим контролем, то почему не могут делать этого на участке Сотк-Хознавар?
2) Участок линии соприкосновения южнее села Чакатен до иранской границы.
Этот район также остается без согласования, и возникает вопрос почему (стоит это делать или нет, оставим в стороне).
Если предложение Пашиняна касательно участка Сотк-Хознавар связано лишь с тем, что здесь азербайджанские ВС продвинулись вперед, то в этом заключается проблема. Недопустимо начинать процесс делимитации под угрозой применения силы (или фактического вторжения). Это нарушение основополагающих принципов международного права.
С таким же успехом азербайджанские ВС могут вторгнуться южнее Чакатена и потребовать делимитации и демаркации на выгодных ему условиях.
Получается, что предложенное властями решение, вопреки заявлению и.о. премьера, никоим образом не в интересах Еревана и Степанакерта. Тем более, не обеспечивает их безопасность.
О том, что признанием советских границ Армения признает Карабах Азербайджаном в предыдущем материале Sputnik Армения.