Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Одна из крупнейших свалок Армении, расположенная в спальном районе Еревана - Нубарашене, горит уже четвертый день. В этой огромной куче мусора, местами достигающей высоты небоскреба, тлеет от пластика до зажигалки практически все, что поступает сюда.
Пожарно-спасательные боевые расчеты министерства по чрезвычайным ситуациям страны уже провели титаническую работу. Им удалось локализовать все три очага возгорания площадью в 1 тысячу, 2 тысячи и 400 квадратных метров. Однако чтобы потушить пожар нужна тяжелая техника и много земли.
О том, что в Ереване горит свалка, можно понять уже с одной из трасс в центре города в районе Сараланджа. Как поясняют специалисты МЧС, пожарам на свалках не принято присваивать степень сложности. Однако оказавшись в эпицентре, сразу понимаешь, ситуация - сложнейшая, прямо хоть присваивай ей высшую степень.
Работают бесперебойно
Подъезжаем к свалке, от которой исходит дым и языки пламени. Навстречу идут спасатели, осуществляющие дежурство, и, не скрывая удивления, отмечают, что за столько лет мы первые, кто приехал освещать пожар на свалке и их работу.
Спасатели объясняют, что пожары на Нубарашенской свалке вспыхивают каждый год. И то, что мы видим сегодня - это еще цветочки по сравнению с прошлыми годами. В 2020 году свалка горела почти 20 дней.
"Нет, так не пойдет, без резиновых ботинок не пущу вниз. Там осколки, шприцы, рапиры и многое другое, ноги поранишь запросто", - говорит один из спасателей.
Узнав, что ботинок у меня с собой нет, он немедля достает из машины сапоги 40-го размера и протягивает мне: надеваю, спускаемся к одному из трех очагов пожара.
Дорога, по которой мы идем, состоит полностью из мусора, утрамбованного десятилетиями. При этом мусор настолько плотный, что выдерживает несколько машин с цистернами воды и даже не прогибается. Ветрено, в воздухе кружит пыль, грязный целлофан, бумажки. От смрада и запаха гари на глазах выступили слезы. С обеих сторон от нас стены из мусора высотой в небоскреб.
Начальник отдела организации пожаротушения и спасательных работ Спасательного управления Еревана, Спасательной службы МЧС, подполковник Гарегин Акопян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что бригады работают 24 часа в сутки.
"Пожар на мусорной свалке имеет свои особенности. Отходы выделяют газ, который усложняет работу по тушению", - сказал Акопян.
Он пояснил, что территория большая, периодически проводятся работы по ее увлажнению и тушению очагов пламени и задымления. В противном случае ветер запросто перекинет огонь на другие участки. Акопян отметил, что вскоре задействуют тяжелую технику, которая позволит полностью потушить пожар, засыпав территорию землей.
Особенность пожара на свалке
Пожар на свалке отличается от остальных типов и не входит ни в одну из трех категорий по сложности. Любая свалка, особенно такая старая, как Нубарашен, состоит из тысяч тонн отходов бытовых и не только, в которых есть и легковоспламеняющиеся предметы. Чем дольше горят отходы, тем глубже они проникают в нижние слои мусора, и тем сложнее потушить пожар. Он может тлеть изнутри, периодически под воздействием ряда факторов - ветер, солнце, - вновь вспыхнуть, разгореться с новой силой.
Задача специалистов как раз-таки не допустить, чтобы пожар проник вглубь. Мешают этому сухая погода и жара, а также газы, выделяемые отходами.
Пожары на свалках - частое явление. Они случаются из-за погодных условий, бездумно брошенного в кучу сухого мусора окурка, может быть и умышленный поджог. Обычно в таких местах установить точное происхождение пожара невозможно. Очень часто пожар на свалке выгоден ее эксплуататорам, работникам или конкурентам.
Чем больше сгорит отходов, тем больше освободится территории для новой партии. Одна машина мусора в среднем привозит до 2 тонн отходов. Таких сюда ежедневно приходит до 50.
Не работа мечты, но деньги заработать можно
Пока спасатели пригнали цистерны с водой, чтобы потушить новые мелкие очаги пожара, мы познакомились с одним из тех, кто зарабатывает, роясь в мусоре. Мужчина в этом "бизнесе" более десяти лет, к свалке привык давно, глаз наметан, одного взгляда ему достаточно, чтобы понять, стоит ли брать картон или бутылку для дальнейшей переработки.
Он рассказал, что работают здесь более 50 человек, каждый занят сбором, сортировкой своего объема мусора, друг другу не мешают.
"К работе приступаем с раннего утра, уходим поздно вечером. Работы всегда много, деньги получаем приличные, я и не думал менять род занятий, да и зачем, если есть стабильный заработок", - сказал он.
По словам мужчины, дневная выручка за собранный мусор колеблется от 15 тысяч драмов (около 30 долларов) до 100 тысяч драмов (около 200 долларов). Однако сбор отходов под силу не каждому, необходима физическая, моральная подготовки. Кроме того, важно разбираться в предметах - даже в схожих по форме и виду емкостях из-под шампуня есть разница. Без приметной линии внизу - подходит для переработки во вторичную тару, с линией - означает, что емкость более жесткая, крышка скрипит при сгибании. После переработки такой отход идет для розлива лимонада, сока.
Основные – ходовые предметы на свалке – бутылки, металл, предметы быта. Иногда, если очень повезет, можно найти изделия из серебра или золота, конверты с купюрами.
"Мы успеваем обработать только 30% мусора, остальные 70% так и остаются необработанными", - сказал он.
По словам мужчины, из-за пожара они уже два дня не могут работать, следовательно, остались без дохода.
Мэрия о свалке
Нубарашенская городская свалка была введена в эксплуатацию в 1950-х годах. Она находится в 9-10 км от центра столицы, ее площадь – 52,3 га. По данным столичной мэрии, ежедневно сюда поступает в среднем от 1 тысячи до 1 200 тонн (в год 365-440 тысяч тонн) бытового и другого мусора.
Бытовой мусор не сортируется и не перерабатывается, а трамбуется и нейтрализуется посредством покрытия слоем земли. Работы близкие к сортировочным, проводят добровольные работники на свалке, которые видят в этом единственный возможный заработок.
10 марта 2009 года мэрия Еревана и японская корпорация "Шимидзу" заключили контракт на сбор и сжигание биогаза в коллекторе Нубарашена, что будет способствовать сокращению выбросов термогазов, улучшению окружающей среды и санитарно-гигиенических условий.
В настоящее время газ метан выводится через горизонтальные газоотводы и траншеи ,вырытые в коллекторах площадью в 8 га, и сжигается.
Несмотря на все это экологи не раз подчеркивали, что свалка должна быть закрыта, так как это большая угроза экологии города. На мусорной свалке в настоящее время нет соответствующих условий, нет станций воды, оросительных систем, которые, особенно в летнее время, позволят избежать пожаров.
В свою очередь, как сообщили Sputnik Армения в мэрии Еревана в ответ на запрос, в столице действуют две свалки, в Нубарашене и Ачапняке. В городской администрации пояснили, что обе не соответствуют современным стандартам.
"На прилегающей к Нубарашенской свалке территории запланировано строительство новой мусорной свалки, в соответствии с современными стандартами. Осенью 2021 года запланировано подписание соглашения о начале строительства", - говорится в ответе.
Запланировано построить свалку в течение двух лет. Стоимость проекта 26 миллионов евро, из которых на 8 миллионов будет взят кредит у Европейского банка реконструкции и развития, 8 миллионов - у Европейского инвестиционного банка, грант на 8 миллионов евро - у ЕС, грант на 2 миллиона евро у Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде (E5P).
Свалка предусмотрена для бытовых отходов, будет возможность и для принятия строительных отходов. В рамках программы, помимо строительства нового полигона, также планируется закрыть существующие свалки в Нубарашене и Ачапняке.