ЕРЕВАН, 17 июн — Sputnik, Лаура Саркисян. В Армении под разблокированием транспортных коммуникаций понимают восстановление или открытие железнодорожного сообщения. Специалисты называют два потенциальных маршрута, которые могут проходить по нашей территории и доставлять грузы из Турции в Азербайджан, и из Армении в Россию.
"У Турции свои планы по созданию Большого Турана": Оганян ответил секретарю Совбеза>>
Еще в мае, в Апаране, и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян заявил, что разблокирование подразумевает открытие железнодорожных сообщений, действующих в советские годы, подчеркнув, что речь не идет об автомобильных путях.
Председатель совета ветеранов–железнодорожников Армении Левон Акопян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что точных договоренностей по вопросу прохождения маршрутов нет. Рассматриваются два теоретически возможных пути. Один – более короткий, проходит через Иджеван, второй — длиннее, через Мегри.
По словам специалиста, протяженность дороги из Еревана (Армения) до Дербента (Россия) через Мегри и Баку порядка 1075 километров. При этом короче (почти на 300 километров) и рентабельнее путь через Иджеван.
"Составы из турецкого Догукапы теоретически могут заезжать в Ахурян, где, предположительно, будет КПП. Там будут проверяться составы. Далее вагоны продолжат движение через Гюмри, Иджеван (участок Фиолетово – Ванадзор)", — сказал Акопян.
Из Бархударлы, уже по территории Азербайджана, поезда будут доезжать до Дербента. Акопян отметил, что общая протяженность дороги от Иджевана до Дербента - 750 километров.
Из турецкого Догукапы до Ахуряна - порядка 700 метров, путь от Ахуряна до Гюмри – 13 километров, а от Гюмри до Иджевана примерно 100 километров. Даже при таком раскладе, в случае присоединения к маршруту Турции, дорога через Иджеван (общая протяженность от Догукапы до Дербента составляет около 870 километров - ред.) короче, чем через Нахичевань.
Акопян отметил, что дорога через Иджеван выгодна не только Армении, эта ветка — ближайший железнодорожный путь из Азербайджана в Турцию, от Карса в Баку через Гюмри.
Он напомнил, что в советские годы 80% грузовых товаров Армения получала из Азербайджана по железной дороге. Ветка от Дербента, через Баку, затем Джульфу (азербайджанская), доходила до Норашена, а оттуда в Ереван. Остальные 20% груза Ереван получал через Тбилиси.
Акопян отметил, что Армения была единственной страной Южного Кавказа, которая имела четыре железнодорожных стыка: из Турции в Ахурян, Из Грузии в Айрум, и два из Азербайджана – в Иджеване и Ерасхе.
В частности в Армению из Азербайджана по железной дороге поставлялся в советское время топочный мазут, дизтопливо, бензин, масла, продукты нефтепереработки. Из Еревана в Баку завозились золотые изделия, химзащита растений, ряд бытовых товаров.
Мегринский маршрут уступает Иджеванскому только по протяженности и количеству остановок. Составы из Еревана могут доезжать до Ерасха (Армения), затем в Нахичевань по маршруту "Садарак–Нахичевань–Джульфа–Ордубад" (около 190 километров), вновь заезжать в Армению на участке Карчеван- Нрнадзор и далее направляться через Баку в Дербент.
Заявления Баку странные – Никол Пашинян о Зангезурском коридоре>>
В этом случае Армении придется восстановить 41 километр железнодорожного пути на участке Карчеван-Нрнадзор. В случае с иджеванским направлением восстановить нужно 32-километровый участок дороги из села Фиолетово в Ванадзор.