Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Историю Сан-Франциско вполне можно изучить по работам армянина Айка Батикяна. Он же – Хейг Патикиан.
Об уроженце Вана (Западная Армения, ныне – территория Турции), творчество которого неразрывно связано с живописным Сан-Франциско, сегодня знают не очень многие. Тем не менее, заслуги одаренного и необыкновенно плодовитого скульптора очевидны и позволяют причислять его к ряду самых выдающихся деятелей культуры США.
Именно его Авраам Линкольн "сидит" перед зданием Сити-Холла, причем в некоторых американских источниках указывается, что именно эта скульптура "президента-освободителя" – одна из лучших в стране.
Непосредственно в вестибюле мэрии установлены бюсты видных государственных деятелей города. Все они вышли из-под резца Батикяна.
Работа нашего соотечественника украшает фронтон отеля Ritz-Carlton.
Известна его статуя генерала Джона Першинга.
Среди его шедевров – Хелен Калифорнийская, которая экспонируется в Музее де Янга в Сан-Франциско. Это бюст американской теннисистки Хелен Уиллс. Она прославилась тем, что занимала первое место в женском теннисе в течение девяти лет.
Известна также скульптура под названием "Тщеславие", выставленная в 1916 году во Дворце изящных искусств.
В своей книге "Путешествия армян" Рафаэль Акопджанян, открывший творчество Айка Батикяна русскоязычному читателю, пишет, что главный монумент мастера, посвященный добровольцам-пожарным и установленный в 1932 году в сквере имени Джорджа Вашингтона , стал знаковым для города.
В особняке, спроецированном все тем же армянином из Вана, долгое время жилa звезда Голливуда Николас Кейдж. Четырехэтажный дом он выставил на продажу в прошлом году за 10,95 миллиона долларов.
Символ знаменитого и очень таинственного "Богемского клуба" – сова высотой 12 метров авторства Батикяна, размещена в Богемской роще Сан-Франциско. Интересно, что сам скульптор четырежды возглавлял престижный "Богемский клуб". Важно отметить, что Клуб, который сейчас является местом сбора мировой политической элиты, в то время объединял видных писателей, поэтов, художников, ученых, инженеров…
Все вышеперечисленное – лишь краткий список работ скульптора-армянина. Но и судьба его была не менее интересной творчества.
Спасительное решение
Очень может быть, что гений скульптора так и не проявился бы, и еще в очень юном возрасте он был бы убит турками, если бы не странное по тем временам увлечение его отца.
В своей книге Акопджанян пишет: "Летом 1880 года в Ване царило невероятное оживление. Учитель местной школы, достопочтенный Аветис разгуливал по городу с каким-то неведомым аппаратом на треноге, а дня через два демонстрировал жителям картинки с видами родного Вана. Изумленные горожане толпами ходили за Аветисом, диву даваясь его чудо-аппарату, выписанному из самого Нью-Йорка. Но в параноидальной Оттоманской Турции кровавого Абдул Гамида чудесам не доверяли!
Турецкие ищейки вскоре заинтересовались подозрительными картинками: его автору готовились предъявить обвинение в шпионаже в пользу русского самодержца. Но сообразительный учитель заблаговременно исчез из города и через пару месяцев оказался в американском Фресно, приютившем в конце XIX века первую волну армянских беженцев.
Учитель из Вана быстро освоился на новой родине, переквалифицировался в строители и нашел работу на местной ветке железной дороги. Накопив необходимую сумму, он послал деньги жене Маринэ, и она с пятью детьми благополучно добралась до Америки. Знал бы Аветис, от какой бойни он спасал свою семью!"
Айк Батикян родился в Ване в 1876 году. Оказавшись в Америке в 15-летнем возрасте, он, как и все американские подростки, в летние каникулы подрабатывал на виноградных плантациях.
Однажды владелец виноградников заметил, что во время обеденного перерыва юный армянин что-то неистово лепит из глины. Рассматривая его фигурки, он предложил Айку… расписывать городские вывески.
Юноша настолько успешно справился с этой задачей, что горожане, принарядившись, фланировали по улочкам, словно на вернисаже, любуясь художествами сына армянского иммигранта. Немного повзрослев, Айк, по настоянию родных и друзей, поступил в Сан-Францисскую школу искусств.
Это провидение!
Вот так все и началось… А в 1904 году в город приехал миллионер Джордж Зендер из Аркады, одержимый идеей возвести памятник президенту Мак-Кинли. Один из друзей миллионера свел его с 28-летним Батикяном.
— Сколько бы вы запросили за такую работу? — спросил Джордж Зендер, изложив свои пожелания по созданию памятника.
На это юноша робко назвал цифру в 15 тысяч долларов – почти полмиллиона долларов по нынешним расценкам. Мистер Зендер после продолжительной паузы согласился.
Следующие два года своей жизни Батикян посвятил работе над этим памятником. Когда же наконец бронзой памятник был готов к отправке в Аркаду, когда произошло известное сан-францисское землетрясение.
Город рухнул в одночасье… От мастерской, в которой отливали памятник, остались одни руины. Но тут произошло настоящее чудо: через три дня после землетрясения Батикяну сообщили, что пожарные, разгребая пепелище, нашли завернутую в несгораемую ткань скульптуру.
"Это провидение!" — воскликнул счастливый скульптор.
Памятник президенту Мак-Кинли был торжественно открыт в Аркаде в День независимости Америки, 4 июля 1906 г. А мистер Зендер выписал чек на оставшиеся 12 тысяч 500 долларов с напутствием: "Вам необходимо совершенствоваться в вашем искусстве! И не где-нибудь, а в Европе!"
Проведя несколько лет в Европе, скульптор вернулся в Сан-Франциско и на него тут же посыпались заказы… Из года в год улицы Сан-Франциско пополнялись изваяниями армянина, которые давно уже стали неотъемлемой частью города.
Визит к Родену и истоки творчества
В 1912 году Айк Батикян вновь отправился в Париж, на этот раз с любимой женой – Бланш Холлистер. И первый же нанес визит великому Огюсту Родену, которому показал фотографии своих работ. Роден после долгого молчания произнес: "Да, мсье, вы — скульптор!"
Сан-Францисский мастер часто повторял эти слова, а его супруга уточняла: "Так ведь он сказал grand sculpteur!.." (великий скульптор – ред.)
Батикяна часто спрашивали об истоках творчества и об учителях, на что он отвечал: "Истоки моего творчества – армянские церкви, армянские фрески, армянские хачкары. А учителя – родители и армянские каменотесы".