Не так давно в Армении большую популярность завоевали хорошо известные игрушки Pop it – говорят, что игра с ними помогает детям успокаивать нервы. Однако мнения родителей по этому поводу весьма противоречивы. В последнее время родители в некоторых группах армянского сегмента соцсети Facebook забили тревогу, считая, что эти игрушки "чрезвычайно опасны" для детей и мешают нормальной работе мозга.
Корреспондент Sputnik Армения побеседовала о пользе и вреде игрушки с кандидатом психологических наук, психологом Ани Худоян.
"Когда человек напряжен душевно, тело пытается его успокоить. Многие неосознанно совершают повторяющиеся действия, чтобы ослабить напряженность. Исходя из этой особенности, производители создали Pop it и им подобные игрушки, которые оказывают успокаивающее воздействие на нервы", - говорит психолог.
По ее словам, вопрос в другом – действительно ли ребенок испытывает такое напряжение, что ему необходимо успокаивать нервы.
"Я провела небольшое исследование с родителями, чьи дети играют с Pop it. Могу сказать, что это просто трендовая игрушка, она вряд ли может оказать какое-либо негативное воздействие. Ребенок хочет Pop it потому, что такая игрушка есть у его друга, одноклассника. Родители говорят, что дети играют пару раз и просто бросают ее, а потом просто рассказывают сверстникам, что у них она тоже есть. Есть мнение, что эта игрушка отключает мозг ребенка - если коротко, то это не та игрушка, из-за которой ребенок оторвется от реальности. Если у ребенка наблюдается нервная напряженность, игра с Pop it может иметь легкий положительный эффект", - отмечает специалист.
Но такие игрушки противопоказаны детям с особыми потребностями - например, крайне раздражительным.
Как распознать психологические травмы у детей – эксперты предлагают решения>>
"Детей с аутизмом радуют повторяющиеся действия, они могут размахивать руками, хлопать в ладоши. И в их случае такая игрушка противопоказана, это может способствовать возникновению у ребенка стиммового поведения (аутостимуляция), ребенок воодушевляется, и склонность к повторению действий активизируется", - предупреждает Худоян.
По словам психолога, в работе с детьми она также использует игры, искусственно ослабляющие напряженность: можно, например, дать ребенку перемешанные фасоль и пшено, дать задание отделить их друг от друга, и так далее.
Худоян подчеркивает, что для начала нужно понять причины агрессивного поведения, а потом попытаться помочь ребенку. А самой важной причиной является подражание поведению родителя.
"Если родитель говорит с ребенком на повышенных тонах, то ребенок это копирует. Если нельзя кричать на родителя, он кричит на друга или игрушку. Американский психолог Альберт Бандура показал на эксперименте с куклой "Бобо", что ребенок склонен имитировать агрессивное поведение: он садится перед большим экраном и смотрит, как взрослый (мужчина и женщина) бьет куклу, после этого ребенку дают ту же куклу и ждут, что он будет делать. Ребенок начинает бить "Бобо". То есть, в дошкольном возрасте ребенок склонен копировать действия других людей",– говорит специалист.
По ее словам, во-первых, нужно понять, что вызывает агрессию у родителей. На первом месте - Интернет с его огромным объемом информации. Большинство родителей не отличают проверенную информацию от недостоверной, постоянно находятся в стрессе, плюс к этому - положение в стране, послевоенная ситуация, семейные проблемы, и прочее.
Психолог объясняет, что сложившуюся ситуацию на самом деле легко преодолеть. Нужно всего лишь выйти из интернета и уделить время ребенку, семье, а сеть использовать в качестве средства быстрого получения информации.
По словам специалиста, вторым важным фактором, влияющим на ребенка, являются мультфильмы и иные видеоматериалы в YouTube.
"Любой мультфильм, любое видео может иметь негативные последствия, если родитель не объясняет ребенку его смысл. Если вы включаете ребенку мультфильм, уходите по своим делам и 2-3 часа он смотрит, как Маша (главный герой мультфильма "Маша и медведь") проказничает, то он будет неосознанно повторять за ней. Но если родитель сядет рядом и объясняет, что правильно, а что неправильно, то ребенок ничего плохого не сделает. Вернемся к эксперименту Альберта Бандуро с куклой "Бобо". В одной из групп родитель объяснял ребенку, что бить куклу - нехорошо, и когда после просмотра видео ребенку дают ту же куклу, он больше ее не бьет", – объясняет Худоян.
Психолог считает, что третьей причиной являются компьютерные игры - "войнушки", которые просто не могут не вызвать агрессию. Конечно, есть противоположная точка зрения – некоторые специалисты отмечают, что дети посредством игры избавляются от агрессии, но исследования такую точку зрения не подтверждают.
Факт, что у ребенка формируется логическое мышление только в 6-7 лет, и лишь тогда он начинает самостоятельно анализировать, что правильно, а что неправильно, но до этого ребенку нужно помогать. Упущенные годы и недостаточное внимание к воспитанию могут иметь необратимые последствия.