Амракиц – место не совсем обычное. От остальных сел Лорийской области оно отличается нетривиальной историей, современный виток которой начинается с середины XIX века, когда сюда переселились порядка 30 казачьих семей из Полтавской и Черниговской областей Украины.
Первоначально новое поселение называлось Николаевка, с приходом же коммунистов оно было переименовано в Киров (историческое название Амракиц вернули в 1991 году)…
Казачьей общины нынче уже нет, в селе осталось лишь несколько русских семей. А о том, что здесь некогда существовала православная паства свидетельствует церковь Николая Чудотворца, которой более 170 лет, ну и заново отстроенный ярко-красный дом в русском стиле – местная гостиница.
Но вернемся к церкви. Выполненная в неорусском архитектурном стиле, когда-то она обслуживала прихожан не только Николаевки, но и окрестных деревень.
Но вот уже лет 30 на дверях храма висит замок. Его закрыли после Спитакского землетрясения 1988 года: мощные подземные толчки сильно повредили сооружение и находиться в нем стало опасно. Со временем церковь сильно обветшала и, казалось, весь мир о ней забыл…
Застывшее время и большая вера
В Амракиц мы добрались к полудню. Солнце уже нещадно жгло, но под сенью девятикупольного храма уставшие путники могли насладиться заветной прохладой и тенью. Прилегающая к церкви территория, огороженная старым металлическим забором, служила домом для нескольких вековых деревьев, кроны которых плавно раскачивались при едва ощутимом ветре.
На фоне почти выжженного пейзажа нетипичная для армянской архитектуры старинная церковь вместе со своим маленьким оазисом казалась местом совершенно необыкновенным, напоминая скорее иллюстрацию к русским волшебным сказкам.
Ощущению, что время в этом месте прекратило свой ход и застыло, не мешало даже то, что по одну сторону храма располагалось весело разукрашенное здание детского садика, а по другую – сельская школа с просторным футбольным полем, на котором с задором гоняли мяч с дюжину мальчишек.
Пожалуй, единственной "армянской деталью" у церкви Святого Николая Чудотворца был заполненный песком высокий железный подсвечник, располагавшийся у самых дверей. Рядом стояла небольшая деревянная конструкция с выцветшими иконами. Этот крошечный "живой" уголок для верующих смотрелся очень трогательно на фоне запертых на замок дверей.
Пока мы осматривали заднюю часть храма, к подсвечнику подошла женщина с малолетним мальчиком и поставила свечку. Мы разговорились. Оказалось, приехала она из России, но родом из Амракица.
Пирожки и борщ без Wi-Fi: почему туристы в Армении млеют от молоканского села Фиолетово>>
"Сюда я приезжаю почти каждое лето. Непременно прихожу ставить свечу и помолиться у этой церкви. Я очень в нее верю. Она не раз помогала мне в самые тяжелые минуты жизни…"
О каких именно невзгодах шла речь, она разъяснять не стала. Ну а мы, разумеется, не стали спрашивать из вежливости…
Но тут, заметив неместных, к нам подлетели двое мальчишек с футбольного поля. Один из них с готовностью отличника вызвался рассказать историю храма Чудотворца.
"Церковь была основана в 1848 году украинскими казаками. Поскольку они очень любят Святого Николая, то решили назвать церковь именно в честь него. На своде так и было написано: "Святой Николай". Кстати, во время недавних раскопок у церкви мы нашли камень, на котором была буква "С". У храма девять куполов с крестами. Три креста – русские, остальные – армянские. Два из них упали внутрь.
Еще у храма два входа, один из них – для священников, другой – для обычных людей. В селе 5-10 русских семей. Здесь зарегистрировано 500 человек, но в действительности проживает 300-400, из них более ста – дети», - на одном дыхании выдал мальчик по имени Айк. Как оказалось, ученик 7-го класса.
Другого мальчика звали Нарек, он был на год старше своего приятеля и не такой напористый. В довольно флегматичной манере он поведал нам о том, что каждые выходные Амракиц принимает пять-шесть миниавтобусов с туристами. Любоваться церковью Николая Чудотворца приезжают армяне из диаспоры, русские, иностранцы, а также жители нашей страны.
Ребята признаются, что очень ждут, когда, наконец, найдутся спонсоры и храм будет восстановлен.
"Он ведь в аварийном состоянии, и даже 4-5-балльное землетрясение может полностью его разрушить…", — говорит Нарек.
Медленно, но уверенно
Как выяснилось, с духовной точки зрения церковь Николая Чудотворца уже никому не интересна из-за отсутствия православной паствы.
"В бывших казачьих селах православной общины уже нет. Всего несколько человек осталось. А ведь в храме нужно служить литургию - и для людей, которым это нужно. Если же нет прихожан, то духовный смысл храма нулевой", — пояснил нам Благочинный Ереванского церковного округа, протоиерей Арсений Григорянц.
К тому же, по его словам, строение более не подлежит реставрации: его нужно демонтировать и заново отстроить, так как основные несущие конструкции разрушены.
Таким образом, церковь не видит перспектив для решения этого вопроса. Тем не менее, храм Николая Чудотворца представляет собой ценность с культурно-исторической точки зрения. Более того, это одна из самых интересных достопримечательностей Лорийской области.
Молоканам все "фиолетово": как революция обошла стороной русское село в Армении>>
Как сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения депутат Национального собрания Армении от русской общины Алексей Сандыков, Амракиц вместе с Дендропарком и Лорийской крепостью составляют единый туристический маршрут.
Он отметил, что вопрос церкви для него отнюдь не закрыт: "Из приоритетов она у меня не выпадала. Просто ушедший год оказался для всех нас слишком тяжелым, поэтому данный вопрос отошел на второй план. Но я довел его до Госдумы и Совета Федерации".
В этом году в День жертв Геноцида армян 24 апреля после посещения мемориала Цицернакаберд Сандыков повез делегацию российских депутатов в Амракиц, чтобы они смогли своими глазами увидеть достопримечательность.
Чертежи строения и 3D-модели, по его словам, полностью разработаны – в свое время эту работу проделали в Политехническом университете. Остается лишь найти средства. А для того, чтобы разобрать и снова отстроить храм специалисты называют цифру примерно в два миллиона долларов.
Алексей Сандыков уверяет, что работа в этом направлении ведется медленно, но уверенно…