ЕРЕВАН, 13 июл — Sputnik. Досрочные парламентские выборы в Армении позади. С большой долей уверенности можно сказать, что Конституционный суд не станет отменять итоги этих выборов и Никол Пашинян сформирует свое правительство. Еще 1 марта этого года, задолго до выборов, Пашинян на митинге заявил о возможности новой конституционной реформы и возвращении с нынешней парламентской на полупрезидентскую систему управления.
Как представляется, этот вопрос вновь окажется в повестке власти в ближайшие месяцы, как только политическая жизнь в стране "рутинизируется". Тем более, что в своих поздравлениях 5 июля в День Конституции и президент Армен Саркисян, и исполняющий обязанности премьера говорили о возможности будущих поправок в Основной закон.
Мы в этой связи поинтересовались у вице-спикера парламента, члена правящего "Гражданского договора" Алена Симоняна, есть ли вопрос конституционных изменений в повестке власти.
"Такие обсуждения периодически бывают, различные политические объединения делают заявления. Но на данный момент у меня нет информации о каких-либо практических шагах", - сказал политик.
Эксперт в области управления Ованнес Аветисян сказал Sputnik Армения, что возврат к прежней, либо же полностью президентской системе необходим, так как последние три года показали – парламентская система негодна для страны с неразвитой партийной системой.
"У нас нет партий с устоявшейся идеологией, а люди продолжают выбирать людей, а не силы, которыми эти люди руководят. Парламентская система в таких условиях не работает. При этой системе политическая сила формирует парламент, выбирает премьера и остальных членов правительства, контролируя их деятельность. У нас все наоборот. Руководитель органа исполнительной власти сам направляет и координирует работу Национального собрания", - подчеркнул Аветисян.
Возврат к президентской системе предполагает перераспределение полномочий между президентом, правительством и Национальным собранием. Учитывая армянские реалии, наш собеседник считает, что усиление института президента за счет правительства и парламента станет лучшим решением. Но пока проекта изменений в Конституцию нет, любые рассуждения могут носить чисто теоретический характер.
В целом проблемы в государственной системе управления Армении уходит корнями еще в 1990-ые годы прошлого века, когда, получив независимость, Армения сделала переход к рыночной модели экономики, однако в Конституции закрепила свой статус социального государства. Это предполагало определенное вмешательство государства в различные направления экономической жизни, но на практике Армения создала полностью либеральную экономику. Были приватизированы абсолютно все ключевые объекты и предприятия, государство лишило себя возможности управлять жизненно важными инфраструктурами. Сказанное касается как топливно-энергетического комплекса, так и коммуникаций.
По словам Аветисяна, все предыдущие власти формировались на идеологии национализма, но в то же время экономика не обслуживала эту идеологию. В этом смысле Конституция страны, во всяком случае, по этой части не работала.
Эксперт напоминает, что Пашинян еще в бытность оппозиционным политиком говорил, что нынешняя система правления "сшита" для одного человека – Сержа Саргсяна. Тем не менее за три года нахождения у власти и.о. премьера не стал менять ее. Аветисян предполагает, что власти захотят сделать это сейчас.