ЕРЕВАН, 19 июл – Sputnik. Европейский союз хочет зафиксировать сложившийся после войны статус-кво в Нагорном Карабахе, финансовая помощь Еревану должна отвлечь армянское общество от желания пересмотреть трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года, сказал Sputnik Армения руководитель Центра политических и экономических стратегических исследований Бениамин Погосян.
17 июля председатель Европейского совета Шарль Мишель на пресс-конференции с Николом Пашиняном в Ереване подтвердил готовность выделить Армении 2,6 миллиарда долларов для реализации первоочередных задач, стоящих перед страной. Также он заявил, что Ереван и Баку могли бы добиться компромисса по четырем основным вопросам, решить которые необходимо для достижения мира и стабильности в регионе.
Уже на следующий день в Баку Мишель заявил, что Евросоюз может при необходимости оказать содействие Армении и Азербайджану в проведении делимитации государственной границы.
По мнению Погосяна, вряд ли визит Мишеля в две столицы был направлен на достижение каких-то договоренностей в вопросе делимитации.
"По части Армении и Азербайджана основной посыл в том, чтобы после второй арцахской войны они заинтересованы в стабилизации сложившегося статус-кво. И готовы пойти на определенные шаги для этого, в частности, предоставить финансовые средства", - отметил эксперт.
Погосян считает, что выделение Армении 2,6 миллиардов кредитов и грантов преследует именно эту цель. Обеспечить в стране определенный экономический рост, повышение благосостояния граждан.
А если учитывать, что в среднем в страну в течение 5 лет будет поступать около 500 миллионов долларов, то это значительная сумма для обеспечения экономической активности.
По мнению эксперта, это делается для того, чтобы широкие слои населения меньше думали об изменении статус-кво, сформировавшегося 10 ноября 2020 года, а сконцентрировались больше на повышении личного благосостояния.
"Это приведет к тому, что те политические и другие деятели, которые будут выступать за смену сформировавшегося в Арцахе после 10 ноября статус-кво, скажем так, будут менее популярны. Как и менее понятны их призывы, так как значительная часть людей почувствует позитивные экономические изменения и определенную стабильность", - отметил Погосян.
Что касается Азербайджана, то ситуация здесь иная. ЕС выделяет всего около 100 миллионов долларов. Но это, естественно, не говорит об особом отношении к Армении. Здесь, по мнению эксперта, важны два момента. Во-первых, Азербайджан полностью доволен нынешним статус-кво. Это намного больше, чем Баку мог даже мечтать. То есть, нет необходимости смягчать "недовольство" азербайджанцев с помощью финансовых средств.
Во-вторых, нужно понимать, что на данном этапе Азербайджан в деньгах особо не нуждается. Хотя нефтяной бум 2007-2012 гг. прошел, но Баку может позволить себе определенные инвестиции на захваченных территориях (планируется около 1,3 миллиарда долларов, в том числе на открытие 3 аэропортов).
Председатель ЕС назвал темы возможных переговоров между Арменией и Азербайджаном>>
Кроме того, сейчас идут активные переговоры с различными международными, в том числе европейскими компаниями по инвестициям на подконтрольных Азербайджану территориях. Алиев заявлял даже, что с одной из европейских компаний уже достигнута предварительная договоренность по строительству солнечной электростанции в 200 МВт. То есть европейские деньги туда пойдут, но в виде инвестиций.
Что касается заявлений Армении о готовности разместить российских пограничников и международных наблюдателей на границе с Азербайджаном, то Баку, по всей вероятности, их игнорирует, официальной реакции на этот счет не звучало.
"Баку интересует одно – подписание мирного договора и признание территориальной целостности Азербайджана в советских границах, то есть окончательный отказ Армении от Арцаха. В вопросе анклавов Баку может проявить "добрую волю", либо попытаться поднять его и/или что-то получить взамен", - сказал Матевосян.
Не зря Алиев сейчас заявляет, что нет "вопроса Нагорного Карабаха", так как нет такой единицы. Баку стремится к тому, чтобы Ереван отказался от "Арцаха и Нагорного Карабаха". Чтобы в Армении, в лучшем случае, смирились с тем, что от Нагорного Карабаха останется лишь небольшая часть, причем не зависящая от Еревана и находящаяся в лучшем случае под протекторатом России.
При этом армянский истеблишмент, по мнению эксперта, склоняется к тому, чтобы согласиться на мирный договор.
"Власти говорят о том, что они получили мандат на обеспечение мирного будущего для Армении и Арцаха. Это немного удивительно, потому что жители Нагорного Карабаха на этих выборах не участвовали (при этом 9 мая 2018 года Пашинян заявил, что не может вести переговоры от их имени). Понятно, что наши власти склоняются к подписанию договора", - отметил эксперт.
И хотя они в лице и.о. вице-премьера Тиграна Авиняна (который вряд ли будет в новом кабмине) говорят о том, что не сделают этого до уточнения статуса, все это звучит весьма туманно. Непонятно, о статусе в каких границах идет речь – 2 декабря 1991 года, 26 сентября или 10 ноября 2020 года.
Власти Армении, однако, могут подписать документ, заявив внутренней аудитории, что он не имеет отношения к Арцаху. Но если ничего кроме туманных заявлений делаться не будет, всем станет ясно, что Армения "умыла руки", оставив за собой лишь обязанность начислять зарплаты и пенсии. И то до того момента, пока 90-100 тысяч армян живет на 3 тысячах кв. км.