Сотк и Зангезур
— В 2020-м внутренние перевозки на железной дороге выросли, при всех сложностях на Соткском золотом руднике. Сможете ли вы работать с ними и другими перевозчиками в прежнем объеме и в 2021-м?
Да, в 2020 году мы перевезли из Сотка на золотообогатительную фабрику в Арарате рекордный объем руды. Надеемся, что в текущим году у нас будут не меньшие объемы. По другим категориям грузов, в первой половине года были сложности у импортеров нефтепродуктов, но в июне их перевозки вернулись на плановый уровень. Кроме того, совместно с Грузинской железной дорогой с июня мы стали предлагать скидки на перевозки всех видов зерновых. Раньше скидки применялись для определенных видов сыпучих грузов, теперь - на все виды зерновых: как продовольственную пшеницу, так и кормовое зерно.
Что касается медного концентрата, то мировой рынок оживлен, цены растут, поэтому мы не исключаем, что наши партнеры увеличат заказы на перевозку.
- Распространялись сведения, что Зангезурский медно-молибденовый комбинат не может вывозить концентрат из-за административных преград. Перевозите ли вы сейчас их грузы?
На короткое время возникли вопросы с таможенным оформлением, которые теперь решились. Такие процедурные вопросы могут возникнуть в любой стране. Со своей стороны, мы держали составы, продолжали погрузку, и как только все вопросы были разрешены, мы продолжили перевозки. На сегодняшний день каких-либо проблем нет, погрузка и перевозка концентрата проходят в штатном режиме.
Международное сообщение
— В последние месяцы специалисты РЖД провели осмотр путей в направлении Нахичевана. Ведутся ли технические обсуждения о готовности к открытию регионального сообщения?
Наша компания не участвует в обсуждении по этому вопросу. Российские коллеги с чисто технической точки зрения оценивали готовность путей, но если говорить о каких-то капитальных работах, то таких обсуждений нет, или, по крайней мере, нас к ним не подключали.
— Правительство Армении вело переговоры о закупке новых паромов, которые бы ходили между портом Поти и портом Кавказ. Подключены ли вы к этим переговорам?
Правительство Армении, в частности - министерство территориального правления и инфраструктур, многое сделало, чтобы увеличить транспортные возможности страны. Уверен, они включат нас в этот процесс на нужном этапе. Действующий паром на линии порт Поти – порт Кавказ пока в основном перевозит наши составы, а также крупногабаритные грузы для других предприятий.
— Доработан ли проект мультимодальных перевозок из Западной Европы в Иран через Армению, по которому несколько лет назад ЮКЖД запустила два пробных контейнера?
Два месяца назад я встречался с президентом железных дорог Ирана, который приехал в Армению вместе с министром дорог и градостроительства. Безусловно, сделав еще несколько лет назад пробную перевозку из Дуйсбурга в Тегеран, мы показали нашим партнерам, что контейнер можно перевозить, меняя виды транспорта и не проигрывать морским перевозкам во времени. По срокам мы даже выигрываем, и благодаря этому фиксируем рост контейнерных перевозок. 4 августа в Армению приезжает представитель крупного иранского бизнеса, чтобы обсудить возможные варианты сотрудничества.
Добавлю, что до 2024 года включительно мы хотим закупить 300 вагонов, что еще более повысит наши мощности по перевозке.
Пассажирские перевозки
— Учитывая ситуацию на армяно-азербайджанской границе последних дней, ходят ли составы ЮКЖД в штатном режиме к станциям Армаш и Ерасх?
Мы работаем в штатном режиме, продолжает ходить и электропоезд в Ерасх, и грузовые составы в Армаш. Сбоев в работе железной дороги по каким-либо направлениям не было.
— Вы уже доставили в Армению новые пассажирские вагоны, закупаете новые электропоезда. Оправдывают ли они себя?
На этот год наша инвестпрограмма составляет примерно 17 миллиардов драмов (33 млн долларов - ред), из них в инфраструктуру – около 3 миллиардов, остальные 14 миллиардов – в подвижной состав.
Напомню, новые вагоны уже курсируют между Ереваном и Батуми в составе международного поезда "Армения". Кстати, на днях ему был присвоен сертификат фирменного – такую оценку дали наши коллеги из Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ. Теперь в международных профессиональных базах данных он официально значится под названием "Армения". Для него мы закупили самый современный подвижной состав: в России вагоны подобного типа начали выпускаться в конце прошлого года. И я очень рад, что наш поезд с гордостью несет на своих бортах герб и флаг Республики Армения. Я иногда лично встречаю гостей поезда "Армения" на Ереванском вокзале, интересуюсь их мнением. Отзывы и эмоции - самые положительные, в том числе от иностранных туристов.
Сейчас у нас ежесуточно ходит 4-вагонный поезд между Ереваном и Батуми. В августе, с увеличением спроса, планируем добавить дополнительные вагоны.
Вдобавок ко всему, в этом поезде и в новых электропоездах действует современная система дезинфекции воздуха (что, согласитесь, в условиях пандемии важно, как никогда). Добавлю, что Минздрав Армении, пойдя нам навстречу, выделил партию препаратов для вакцинации наших сотрудников, а в пути мы призываем пассажиров строго соблюдать карантинные меры.
Пользуясь случаем, напомню и то, что мы продолжаем бесплатно перевозить медицинских работников, следующих по рабочей путевке.
— В ближайшее время вы планируете доставить в Армению еще два новых электропоезда. На каких направлениях собираетесь их использовать?
Сегодня две новые электрички ЭП2Д грузятся на паром в порту Кавказ, через несколько дней они поступят в наше распоряжение. Вместе с грузинскими коллегами мы обсуждаем идею запуска электропоезда из Еревана в Тбилиси. На таком поезде жители Армении и Грузии приезжали бы друг к другу в гости – допустим, на выходные. Я думаю, здесь у нас есть все возможности для конкуренции с автотранспортом – и по цене, и по скорости, и по комфорту.
- В аэропорту Гюмри начинается капитальный ремонт, его пропускная способность увеличится. Сможет ли турист, покупая билет на самолет в Гюмри, сразу брать и билет на поезд в Ереван, в удобное для себя время?
Мы готовы обсуждать с аэропортом варианты стыковки рейсов, которые были бы максимально удобны для пассажиров. Ведем обсуждения и с мэрией Гюмри и областной администрацией. Городской вокзал мы хотим превратить в транспортный узел со всей инфраструктурой для удобства пассажиров.
Местное производство
— Какие работы планируете в этом году провести на путях?
В этом году мы заменим на разных участках пути почти 22 тысячи шпал. Деревянные мы приобретаем из-за рубежа, а железобетонные для нас делает местное предприятие в Ванадзоре. Их шпалы прошли все испытания на полигоне РЖД под Москвой, получили сертификат по международным стандартам, и мы уверены, что они прослужат не один десяток лет. В то же время мы рады, что своими заказами помогаем создавать рабочие места в Армении.
Кроме того, в этом году мы в 4 раза увеличили вложения в хозяйство электроснабжения, продолжаем обновлять автоматику и телемеханику на путях.
— Как собираетесь отметить предстоящий День железнодорожника?
В этом году мы отметим его в Гюмри. В истории железных дорог Армении это город занимает особое место. Первый поезд на станцию Александрополь (как тогда назывался Гюмри) прибыл еще в конце XIX века, на три года раньше, чем в Ереван. Здесь особое отношение к железнодорожникам, немало профессиональных династий.
Каждый железнодорожник знает имя уроженца Гюмри Амбарцума Кандиляна, который руководил железной дорогой республики в сложное время и, по сути, сохранил ее. Армянские железнодорожники всегда славились не только в Армении, но и за ее пределами. Работая в Армении, я имею возможность убеждаться в их профессионализме каждый день.
В завершение хочу поблагодарить всех наших железнодорожников и ветеранов за их достойный труд и пожелать им всего наилучшего.