Новые АЗС в Армении - ждать ли передела рынка, и при чем здесь SOCAR?
16:37 29.09.2021 (обновлено: 17:42 19.07.2023)
© Sputnik / Максим Богодвид
/ Подписаться
Что означает для топливного рынка Армении приход нового игрока, и о каких инвестициях в отрасль идет речь, разбирался Sputnik.
В Армении появятся бензоколонки с мировым уровнем сервиса – кто их построит?
В Армении планируется реализация программы модернизации сети автозаправочных станций. Инвестировать в создание сети современных АЗС намерен нефтетрейдер Petrocas - совместное предприятие "Роснефти" (49% акций) и группы бизнесменов во главе с Давидом Якобашвили (51% акций).
Казалось бы, все хорошо, однако информация об инвестиционных планах и намерениях Petrocas вызвала неоднозначный резонанс в СМИ – компанию обвиняют в намерениях монополизировать и поглотить топливный рынок Армении, а также упрекают в якобы партнерских связях с азербайджанской госкомпанией SOCAR.
Цены на бензин снизятся
В конце августа министр экономики Армении Ваан Керобян после встречи с членами Союза промышленников и предпринимателей республики заявил, что в стране появится сеть бензоколонок с новым уровнем сервиса. По его словам, инвестировать в новую очередь бензоколонок хочет крупная зарубежная компания, переговоры с которой продвинулись достаточно далеко - сейчас обсуждаются разрешительные процедуры для работы таких заправок.
"Эта компания - не российская и не европейская, дальнейших уточнений разрешите пока не делать. Но это достаточно крупная и известная компания", - заявил тогда министр.
Этим инвестором является СП Petrocas, информацию в разговоре со Sputnik подтвердил мажоритарный акционер компании Давид Якобашвили. СП Petrocas планирует создать в Армении сеть из 22 автозаправочных станций на базе армянских активов "Роснефти". Постепенно их количество планируется увеличить до 50.
Как рассказал Давид Якобашвили, сеть будет отвечать международным стандартам качества и обслуживания, будет создана терминальная инфраструктура, на АЗС будут обустроены магазины по концепции C-Store (как правило, в них можно купить практически все – от фастфуда и хлеба к ужину до стирального порошка и подарочной бутылки дорогого алкоголя. Армянским потребителям будут предложены интегрированные маркетинговые кампании, программы лояльности и единая карточная система, обеспечивающие возможность получения высококачественных продуктов и услуг армянским клиентам как в Армении, так и на территории Грузии, - ред).
Заправка автомобиля
© Sputnik / Евгений Одиноков
/ СП Petrocas планирует инвестировать в такое развитие розничной инфраструктуры с созданием современной сети из 50 АЗС порядка $30 млн. Сеть будет функционировать под международным брендом и по стандартам Gulf Oil International.
На новых АЗС, по словам Ваана Керобяна, планируется внедрение самообслуживания по западному образцу (как правило, там нет заправщиков, - ред), что поможет снизить стоимость бензина для конечного потребителя – то есть, для жителей Армении.
"Они могут даже продавать бензин со скидкой, потому что держат при себе небольшие магазины. Кофе или шоколад, которые вы там берете, дают им дополнительную выручку, за счет которой они тоже могут снизить цену на бензин", - отмечал ранее министр экономики.
Как рассказал Sputnik Давид Якобашвили, планируется создание и АЗС с самообслуживанием, и АЗС с заправщиками.
"На АЗС также обязательно будет наша топливная добавка, которую мы распространили во всех регионах нашего присутствия, в том числе и в Грузии. Она значительно снижает выбросы в окружающую среду – по разным газам до 50%. Благодаря ей получается огромнейшая экономия, поскольку с ее помощью происходит более полное сгорание топлива – экономия не менее 5%, а в некоторых случаях на старых моторах и до 15%. Никакой надбавки к цене для конечного потребителя нет и не будет. Мы планируем зарабатывать на своей торговой марке, на своих преимуществах, на магазинах, на сопутствующих товарах. Думаю, после того, как мы начнем все это делать, в Армению подтянутся и другие инвесторы", - рассказал Якобашвили.
Также, помимо всего прочего, открытие розничной инфраструктуры с созданием современной сети АЗС, по словам бизнесмена, даст порядка 500 новых рабочих мест для граждан Армении.
Что известно о компании?
Компания Petrocas была основана в 2009 году и занималась логистикой, транспортировкой и трейдингом нефти и нефтепродуктов. В 2010 году компания приобрела полную лицензию у Gulf Oil International на использование бренда, после чего зарегистрировала компанию Gulf Georgia, которая является сегодня лидером розничного рынка в Грузии. В 2011 году Petrocas приобрела высокотехнологичный нефтеналивной терминал в грузинском порту Поти.
В 2014 году были подписаны документы, регламентирующие приобретение "Роснефтью" 49% акций в Petrocas Energy и создание совместного предприятия для дальнейшего развития деятельности совместного предприятия на Южном Кавказе и Черноморско-Средиземноморском регионах.
Сегодня СП Petrocas представляет собой международную компанию, являющуюся одним из лидеров в сфере нефтеторговли с трейдинговым портфелем в 6 млн тонн в год. Головной офис СП Petrocas находится в стране Евросоюза - Республике Кипр, компания также управляет крупнейшей в Грузии розничной сетью АЗС под брендом Gulf и Потийским нефтяным терминалом.
С 2014 года компания Роснефть, используя инфраструктуру СП Petrocas, обеспечивает стабильную и бесперебойную поставку нефтепродуктов для конечных армянских потребителей, одновременно решая вопрос хранения в емкостях нефтяного терминала в Поти стратегического резерва нефтепродуктов для Армении в сроки до 120 дней.
В 2020 году, после консолидации собственности в армянских активах до 100%, "Роснефть" приняла решение об интегрировании своего армянского бизнеса в СП Petrocas.
Партнер или конкурент SOCAR?
После того, как появились слухи об участии СП Petrocas в программе создания новой сети АЗС в Армении, в местных СМИ начали появляться обвинения компании в партнерстве с азербайджанской SOCAR. Высказываются мнения, что СП Petrocas может начать экспортировать в Армению нефтепродукты из Азербайджана.
По словам Давида Якобашвили, эти обвинения звучат достаточно абсурдно, поскольку на самом деле СП Petrocas является прямым конкурентом SOCAR.
"Непонятно, чем подкреплены такие обвинения. В СМИ рассказывают, что у СП Petrocas якобы проазербайджанские интересы, что по заданию Баку компания намерена поглощать армянский рынок. На самом деле, СП Petrocas и SOCAR – прямые конкуренты, они конкурируют на рынке Грузии, в регионах Черного и Средиземного морей", - отмечает он.
Необходимо отметить, что после создания СП с Роснефтью в 2014 году, СП Petrocas значительно усилило свои конкурентные возможности на вышеуказанных рынках.
Азербайджанского капитала в портфеле СП Petrocas нет. Как отмечает Давид Якобашвили, 49% акций находятся у "Роснефти", а оставшиеся 51% делятся между ним и его партнерами.
Звучат в прессе и мнения о намерениях Petrocas монополизировать топливный рынок Армении с целью его полного поглощения.
Для справки, сегодня на розничном рынке Армении функционирует порядка 700 действующих автозаправочных станций.
"Соответственно, если компания в течение пяти лет создаст сеть из 50 АЗС, то ее доля на рынке республики не превысит и 10%. На данном этапе речь идет всего о 22 бензоколонках, которые компания планирует привести в порядок. В течение последующих пяти лет Petrocas намерен увеличить их количество до 50, места под АЗС уже есть. Они расположены по всей Армении, так что никаких потенциальных конфликтов в этом направлении не предвидится. О какой монополизации рынка и вытеснении хозяйствующих субъектов может идти речь?" - говорит Якобашвили.
Он специально подчеркивает, что глобально ничего не меняется - "Роснефть" владела этими объектами ранее, поставляла на рынок Армении нефтепродукты собственного производства в рамках беспошлинных поставок, она же остается владельцем и поставщиком своего ресурса сейчас, управляя этими процессами через собственное совместное предприятие СП Petrocas.
"Просто происходит передача управления АЗС компании, которая все это приведет в нормальный вид, которая лучше знает региональный рынок, внедрит современные международные стандарты и сервисы, ориентированные на конечных потребителей", - заявил Якобашвили.
То есть, у "Роснефти" было на территории Армении несколько объектов инфраструктуры, которые сейчас находятся в достаточно плачевном состоянии. Бензоколонки, которые не приводились в порядок, сейчас, по словам бизнесмена, находятся на уровне 1990-ых годов – "там, условно, стоит две-три старых колонки и пустота вокруг. Максимум – будка, в которой сидел заправщик. Все это необходимо модернизировать и привести в современное состояние".
СП Petrocas, отмечает он, взяло на себя обязательство принять управление этой сетью.
"Приведем в порядок бензоколонки, построим на них магазины, современные точки фастфуда, фактически предложим потребителям новую культуру АЗС, при этом обеспечим рабочими местами 500 человек… Планируем, если будет позволять площадь станций, организовать обслуживание автомобилей, мойку и замену масла и многое другое. Предложим нашим армянским потребителям интегрированные маркетинговые кампании, единые карточки лояльности по всей территории Армении и Грузии. Вот наши обязательства, на которые мы намерены потратить порядка $30 млн", - заявил предприниматель.
В ответ некоторые местные игроки, имеющие сегодня доминантное положение на рынке республики, почему-то ощетинились, начали заказывать в СМИ статьи с недостоверной информацией, писать в разные учреждения, в том числе в Антимонопольный комитет, что сейчас придет Petrocas, станет монополистом, всех поглотит и съест, говорит Якобашвили.
Что говорят эксперты?
"Роснефть" является основным поставщиком нефтепродуктов на рынок Армении в силу отсутствия в стране мощностей по нефтепереработке. Более того, по межправительственному соглашению Россия беспошлинно поставляет в страну нефтепродукты, в том числе порядка 150 тыс. тонн бензина в год, напоминает начальник отдела аналитики Исследовательского центра Международной торговли и интеграции (ITI) Вячеслав Коломин.
"Роснефть" намерена консолидировать в совместном предприятии Petrocas свои активы на территории Армении и соответственно уже через СП Petrocas развивать свою сеть АЗС на основе лучших международных практик, что абсолютно логично и закономерно. В данном случае обычная рыночная экспансия сталкивается со спецификой местного рынка розничной торговли бензином", - говорит он.
По его словам, рынок розничной продажи бензина в Армении достаточно конкурентен, на нем имеется множество продавцов. При этом рынок, по сути, варится в собственном соку и любые новости, которые могут привести к нарушению сложившегося баланса, воспринимаются в штыки. В этом году, например, похожий резонанс вызвала история о возможной связи RAN Oil с премьер-министром страны, напоминает Коломин.
"Почему в Армении считают, что эта история нанесет какой-то ущерб интересам Армении, мне непонятно", - продолжает директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец, - "Роснефть", имеющая большие собственные возможности по производству нефтепродуктов, работая на этой территории, будет удерживать цены в Армении на каком-то невысоком уровне. Потому что у них есть собственные ресурсы, которые они могут продать. Если это была бы компания, которая покупает нефтепродукты на рынке, а потом их перепродает, то там цены могли бы быть выше рынка. В случае "Роснефти" это не так, поэтому для Армении это однозначно хорошо".
Армения, полагает эксперт, сможет зарабатывать, как участник всей этой инфраструктуры, и получать товар по ценам, которые приемлемы и не превосходят общемировых и общерыночных цен на нефть и нефтепродукты.
"Учитывая планы по модернизации имеющихся бензоколонок по современному образцу, можно сделать вывод, что для Армении тут одни плюсы, волноваться армянам точно не стоит", - заявил Алексей Зубец.
Открытие нескольких десятков АЗС не приведет к кардинальным изменениям, но появление сильного конкурента, готового предложить более высокое качество услуг и связанного с непосредственным поставщиком бензина на рынок страны, заставляет местные компании беспокоиться и бороться, в том числе за счет игры на патриотических чувствах. В конечном итоге в выигрыше от появления на рынке нового игрока однозначно окажутся потребители, уверен Вячеслав Коломин.
Инвестиционные планы СП Petrocas направлены на улучшение качества предоставляемых продуктов и услуг армянским потребителям с применением современных европейских стандартов и технологий, что, в свою очередь, обеспечит усиление конкуренции в данном сегменте бизнеса в Армении и побудит местных игроков к пересмотру своих устаревших подходов к ведению бизнеса. Очевидно, что в конечном счете в выигрыше от этих процессов останутся армянские конечные потребители данных видов продуктов и услуг и, безусловно, экономика страны, резюмирует Давид Якобашвили.