https://am.sputniknews.ru/20211003/malenkoe-selo-armyanskogo-kinematografa-kak-snimali-film-my-i-nashi-gory--33876590.html
Маленькое легендарное село армянского кинематографа: как снимали фильм "Мы и наши горы"
Маленькое легендарное село армянского кинематографа: как снимали фильм "Мы и наши горы"
Sputnik Армения
Ровно 60 лет назад в селе Хаштарак Тавушской области Армении впервые появилась съемочная группа. После этого именно в Хаштараке были сняты несколько шедевров... 03.10.2021, Sputnik Армения
2021-10-03T21:00+0400
2021-10-03T21:00+0400
2021-10-03T21:21+0400
армения
общество
культура
кино
мы и наши горы
новости армения
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/09/18/33615177_0:84:1600:984_1920x0_80_0_0_bba7a63300a3f8b90512f74e4e479b9e.jpg
Что объединяет армянские фильмы "Дорога", "Воды поднимаются", "Мы и наши горы", "Мужчины" и "Памятник"? Во всех этих фильмах, вышедших на экраны в разные годы, есть сцены, снятые в прекрасном селе Хаштарак. Безусловно, самым популярным в этом ряду стал фильм "Мы и наши горы", который почти полностью снят в тавушской деревне. Чем живет маленькое "кинематографическое" село сейчас?Живописное село с возвышающимся над ним крестомГоворят, что поначалу в названии села фигурировал корень "хач", что в переводе с армянского означает "крест", но со временем название трансформировалось в более благозвучное – Хаштарак. По одной из версий, в селе было множество крестов. Согласно другой версии, во время очередного нашествия врагов сельчане бежали, один из старейших посоветовал не брать сельский крест с собой, а повесить на дереве на возвышенности, вдали от глаз пришельцев, чтобы крест охранял их родную землю. Так и сделали. Через некоторое время, когда люди вернулись, увидели, что крест еще висит на дереве. Сейчас его там нет, зато на этой возвышенности установлен крест высотой в несколько метров, сельчане называют место "Хачи-ял" ("Место креста"). Кстати, именно в этом месте снимались самые известные эпизоды фильма "Мы и наши горы" и некоторые запоминающиеся эпизоды из фильма "Мужчины".Недалеко от сельской администрации нас встречают местные жители села - всех возрастов. Это один из тех исключительных случаев, когда журналисту даже не нужно задавать вопросов.Камеры для жителей Хаштарака не в новинку, они не стесняются сниматься, наоборот, сразу входят в роль. Хотя со съемок последнего известного фильма прошло почти полвека, но местные старожилы, что называется в форме. Рассказывают, что практически все снимались в массовке, за съемки в каждой сцене получали по три рубля, но в результате монтажа некоторые эпизоды в фильмы не попали.Впервые из города приехали "киношники"Первый фильм был снят в Хаштараке в 1961 году, это была "Дорога" режиссера Степана Кеворкова. 80-летний дед Володя вспоминает - ему тогда было 20-ть. Каждый раз, когда он с отцом и домашним ослом возвращались домой с поля, то им на дороге встречалась героиня фильма "Дорога" Назик (ее роль исполняла Н. Демурян). Она обнимала и ласкала животное. А отец Володи шутил, что животное, чего доброго, зазнается и уедет в Ереван."Снимали, значит, сцену, в которой Назик несет огромный поднос с обедом, на нем курица и еще что-то. Сцену снять не получается, опять делают дубль - Стооооп...Мотор! Назик столько моталась с этим подносом, что курица почернела. Блюдо унесли, похимичили над ним и вновь принесли, я своими глазами видел", - рассказывает дедушка.Дед Артавазд вспоминает другой эпизод из фильма, и весь начинает светиться. В Тавуше не пекут лаваш, здесь в почете буханка. Говорит, что для съемок фильма однажды принесли лаваш, к счастью для него, эту сцену снимали у них дома."Ну кто ж тогда видел лаваш? Я был ребенком, подбежал, стырил один лист и съел..." - при воспоминании о детской шалости глаза дедушки Артавазда вдруг засверкали.Звезды в селеСпустя год после съемок первого фильма в селе вновь появилась съемочная группа. Режиссер Моко Акопян в 1962 году снимал фильм "Воды поднимаются" по сценарию Хажака Гюльназаряна, одну из главных ролей сыграла Метаксия Симонян. Годы многое стерли из памяти дедушек, но они хорошо помнят Метаксию, которая исполняла роль Арев, председателя колхоза."В этом эпизоде должен был идти дождь, помню, как сейчас - привезли пожарную машину и она-то и устроила дождь", - рассказывает Володя-младший.Мы и наш ХаштаракА через семь лет, летом 1969 года Хаштарак на несколько месяцев стал съемочной площадкой для одного из самых популярных и любимых армянских фильмов – "Мы и наши горы". Вспоминая съемки, старожилы села рассказывают наперебой - у каждого своя история. Некоторые тогда были совсем подростками, а другие –уже юношами. - У нас не было столовой. И вот ее здесь обустроили, принесли плиту, кто тогда видел плиту? Все благодаря им, - добавляет один.- На каждой съемке происходило что-то забавное, мы были детьми, собирались, смотрели. В сцене, где Шеренца купают в корыте, вода якобы горячая, но вместо горячей воды залили холодную, Шеренц совсем замерз", - вспоминает другой.- Помните Спартака - водителя автобуса съемочной группы? Он останавливался Иджеване, говорил, садитесь, если есть хаштаракцы. Был еще парень по имени Зарэ, работал с прожекторами и пел, до сих пор помню его песню", - добавляет третий.Тем временем Эдик Ванесян предлагает проводить нас к месту съемок самых известных эпизодов популярного фильма. Тогда ему было 19-ть, он только поступил в аграрный институт, проводил лето в родном селе, поэтому, как сам говорит, мозги были на месте, все хорошо помнит.Если бы ты меня не позвал, я бы и не стал купаться…Первая остановка в доме дяди Эдика: именно там снималась знаменитая сцена купания Авага (Азата Шеренца). В доме кое-что поменялось. Например, на месте туалета в 69 году была пекарня, напротив которой Ишхан (актер Мгер Мкртчян) купал Авага, а следователь (актер Сос Саркисян) носил воду.Эдик показывает забор над домом, говорит, именно оттуда сельчане следили за съемками.- Все осталось, как было – тот же потолок, те же окна, вся эта старина... пока ничего не трогали, - говорит он, заходя домой.- Вот там была тахта, на ней лежал Шеренц, - показывает он на дальний угол дома.Помню, что в перерывах между съемками Мгер (Фрунзик) Мкртчян и Хорен Абрамян играли в нарды во дворе, Фрунзик кинул 6-6 и выиграл.Съемки проходили непросто, делали много дублей, поскольку жизнь в селе шла своим ходом, и периодически, в неожиданных местах и неожиданное время, в кадре оказывались люди."Снимают на возвышенности цену суда, пятнадцатый дубль, Малян уже весь в поту, вроде все хорошо. И тут наш односельчанин Даниелян Матевос выходит из-за скалы и идет прямо в кадр, вот смеху-то было", - рассказывает Володя-младший.А еще дети так и норовили в кадр попасть. "Я раньше не знал сложности работы режиссера, а тут увидел. Маляна чуть удар не хватил. Постоянно кто-то что-то ляпнет, или сделает какую-то глупость, и Малян кричал "стоп" - добавляет он.С сельчанами общались все, кроме Хорена АбрамянаЧасть съемочной группы и актеров жила в деревне, остальные – в гостинице города Иджеван. Эдик повел нас в дом, где почти два месяца в одной комнате жили Азат Шеренц и Сос Саркисян.Полвека назад бабушка Шушик была в этом доме молодой невесткой, говорит, что ее муж Ширак мог бы рассказать больше, но его уже нет в живых."Сын мой, Овик, был тогда грудничком. Они часто брали его на руки. Там еще был толстый человек (Азат Шеренц – ред.), имя не помню, очень хороший был человек. Садились по вечерам с нашими дедами, вели беседы, очень культурные были люди, понимали народ, вот если бы и сейчас такие люди были".Старожилы помнят, как Мгер Мкртчян и Хорен Абрамян приезжали в село: первый на своем синем "ВАЗ-21", второй – на красном "Форде". Оба жили в гостинице в Иджеване, но Фрунзик подружился с сельчанами, часто шутил. Говорят, что только Хорен Абрамян не общался с ними и держался особняком."Ну он типа городской", - с пониманием говорят сельчане.Наша следующая остановка – старый сельский клуб. Когда-то на месте клуба была церковь, построенная в 1862 году. В 1933 году после смерти священника села Тер-Саака церковь переделали под клуб. А в 1969 году это здание, служило "резиденцией" следователя, там допрашивали свидетелей по делу овец Реваза.История овец Реваза произошла в Хаштараке?Поднимаемся на возвышение, которое местные называют "Хачи-ял". Здесь снималась самая запоминающаяся сцена фильма - "суд".По дороге к ставшему легендарным камню Эдик делает "сенсационное" признание - история с овцами Реваза действительно произошла у них в конце 50-х - начале 60-х годов.Наконец, добираемся до "судного" камня: за долгие годы в Хаштареке многое изменилось, но камни остаются на своих местах. И пока мы стоим на этой возвышенности, Эдик показывает еще и камень Арама (из фильма "Мужчины", на котором Арам стоит и оглядывает все вокруг)."Скажу, что я очень обижен на Маляна, столько месяцев жили у нас и снимали, но в конце говорят: "Это овцы из леса", разве трудно было сказать "Это овцы из Хаштарака"? А вот в фильме Кеосаяна подчеркивается: "Арам приехал из Хаштарака".Кстати, по словам Эдика, это Мгер Мкртчян подсказал Эдмону Кеосаяну место для съемок. Режиссер искал подходящее село, и Фрунзик предложил Хаштарак. Кеосаян приехал, посмотрел на село с "Хачи-яла" и просто влюбился.Несколько лет назад после долгого перерыва в селе вновь появилась съемочная группа. На этот раз снимали эпизоды для фильма "Линия". Времена проходят, но село продолжает очаровывать режиссеров. Местные жители, смотря фильмы, снятые в разное время, вспоминают своих односельчан, например, бабушку Парик, которая снялась в фильме "Мужчины" в сцене застолья, или же пастуха Бахши, голос которого слышен в фильме "Мы и наши горы".Хаштарак – часть истории армянского кино. Сельчане надеются, что в один прекрасный день появится программа по развитию села, превращению его в туристическое направление, скажем, под названием "Прогулка по Хаштараку: по следам армянского кино".
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Марианна Пайтян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/11/84034826_0:0:1362:1362_100x100_80_0_0_e325c81d9e54781d99e725393edd1fbb.jpg
Марианна Пайтян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/11/84034826_0:0:1362:1362_100x100_80_0_0_e325c81d9e54781d99e725393edd1fbb.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/09/18/33615177_89:0:1512:1067_1920x0_80_0_0_fdd0338a74f494a1ce4e3df50216a468.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Марианна Пайтян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/11/84034826_0:0:1362:1362_100x100_80_0_0_e325c81d9e54781d99e725393edd1fbb.jpg
армения, общество, культура, кино, мы и наши горы, новости армения
армения, общество, культура, кино, мы и наши горы, новости армения
Что объединяет армянские фильмы "Дорога", "Воды поднимаются", "Мы и наши горы", "Мужчины" и "Памятник"? Во всех этих фильмах, вышедших на экраны в разные годы, есть сцены, снятые в прекрасном селе Хаштарак. Безусловно, самым популярным в этом ряду стал фильм "Мы и наши горы", который почти полностью снят в тавушской деревне. Чем живет маленькое "кинематографическое" село сейчас?
Живописное село с возвышающимся над ним крестом
Говорят, что поначалу в названии села фигурировал корень "хач", что в переводе с армянского означает "крест", но со временем название трансформировалось в более благозвучное – Хаштарак. По одной из версий, в селе было множество крестов. Согласно другой версии, во время очередного нашествия врагов сельчане бежали, один из старейших посоветовал не брать сельский крест с собой, а повесить на дереве на возвышенности, вдали от глаз пришельцев, чтобы крест охранял их родную землю. Так и сделали.
Через некоторое время, когда люди вернулись, увидели, что крест еще висит на дереве. Сейчас его там нет, зато на этой возвышенности установлен крест высотой в несколько метров, сельчане называют место "Хачи-ял" ("Место креста"). Кстати, именно в этом месте снимались самые известные эпизоды фильма "Мы и наши горы" и некоторые запоминающиеся эпизоды из фильма "Мужчины".
Недалеко от сельской администрации нас встречают местные жители села - всех возрастов. Это один из тех исключительных случаев, когда журналисту даже не нужно задавать вопросов.
Камеры для жителей Хаштарака не в новинку, они не стесняются сниматься, наоборот, сразу входят в роль. Хотя со съемок последнего известного фильма прошло почти полвека, но местные старожилы, что называется в форме. Рассказывают, что практически все снимались в массовке, за съемки в каждой сцене получали по три рубля, но в результате монтажа некоторые эпизоды в фильмы не попали.
Впервые из города приехали "киношники"
Первый фильм был снят в Хаштараке в 1961 году, это была "Дорога" режиссера Степана Кеворкова. 80-летний дед Володя вспоминает - ему тогда было 20-ть. Каждый раз, когда он с отцом и домашним ослом возвращались домой с поля, то им на дороге встречалась героиня фильма "Дорога" Назик (ее роль исполняла Н. Демурян). Она обнимала и ласкала животное. А отец Володи шутил, что животное, чего доброго, зазнается и уедет в Ереван.
"Снимали, значит, сцену, в которой Назик несет огромный поднос с обедом, на нем курица и еще что-то. Сцену снять не получается, опять делают дубль - Стооооп...Мотор! Назик столько моталась с этим подносом, что курица почернела. Блюдо унесли, похимичили над ним и вновь принесли, я своими глазами видел", - рассказывает дедушка.
Дед Артавазд вспоминает другой эпизод из фильма, и весь начинает светиться. В Тавуше не пекут лаваш, здесь в почете буханка. Говорит, что для съемок фильма однажды принесли лаваш, к счастью для него, эту сцену снимали у них дома.
"Ну кто ж тогда видел лаваш? Я был ребенком, подбежал, стырил один лист и съел..." - при воспоминании о детской шалости глаза дедушки Артавазда вдруг засверкали.
Спустя год после съемок первого фильма в селе вновь появилась съемочная группа. Режиссер Моко Акопян в 1962 году снимал фильм "Воды поднимаются" по сценарию Хажака Гюльназаряна, одну из главных ролей сыграла Метаксия Симонян. Годы многое стерли из памяти дедушек, но они хорошо помнят Метаксию, которая исполняла роль Арев, председателя колхоза.
"В этом эпизоде должен был идти дождь, помню, как сейчас - привезли пожарную машину и она-то и устроила дождь", - рассказывает Володя-младший.
А через семь лет, летом 1969 года Хаштарак на несколько месяцев стал съемочной площадкой для одного из самых популярных и любимых армянских фильмов – "Мы и наши горы". Вспоминая съемки, старожилы села рассказывают наперебой - у каждого своя история. Некоторые тогда были совсем подростками, а другие –уже юношами.
- У нас не было столовой. И вот ее здесь обустроили, принесли плиту, кто тогда видел плиту? Все благодаря им, - добавляет один.
- На каждой съемке происходило что-то забавное, мы были детьми, собирались, смотрели. В сцене, где Шеренца купают в корыте, вода якобы горячая, но вместо горячей воды залили холодную, Шеренц совсем замерз", - вспоминает другой.
- Помните Спартака - водителя автобуса съемочной группы? Он останавливался Иджеване, говорил, садитесь, если есть хаштаракцы. Был еще парень по имени Зарэ, работал с прожекторами и пел, до сих пор помню его песню", - добавляет третий.
Тем временем Эдик Ванесян предлагает проводить нас к месту съемок самых известных эпизодов популярного фильма. Тогда ему было 19-ть, он только поступил в аграрный институт, проводил лето в родном селе, поэтому, как сам говорит, мозги были на месте, все хорошо помнит.
Если бы ты меня не позвал, я бы и не стал купаться…
Первая остановка в доме дяди Эдика: именно там снималась знаменитая сцена купания Авага (Азата Шеренца). В доме кое-что поменялось. Например, на месте туалета в 69 году была пекарня, напротив которой Ишхан (актер Мгер Мкртчян) купал Авага, а следователь (актер Сос Саркисян) носил воду.
Эдик показывает забор над домом, говорит, именно оттуда сельчане следили за съемками.
- Все осталось, как было – тот же потолок, те же окна, вся эта старина... пока ничего не трогали, - говорит он, заходя домой.
- Вот там была тахта, на ней лежал Шеренц, - показывает он на дальний угол дома.
Помню, что в перерывах между съемками Мгер (Фрунзик) Мкртчян и Хорен Абрамян играли в нарды во дворе, Фрунзик кинул 6-6 и выиграл.
Съемки проходили непросто, делали много дублей, поскольку жизнь в селе шла своим ходом, и периодически, в неожиданных местах и неожиданное время, в кадре оказывались люди.
"Снимают на возвышенности цену суда, пятнадцатый дубль, Малян уже весь в поту, вроде все хорошо. И тут наш односельчанин Даниелян Матевос выходит из-за скалы и идет прямо в кадр, вот смеху-то было", - рассказывает Володя-младший.
А еще дети так и норовили в кадр попасть. "Я раньше не знал сложности работы режиссера, а тут увидел. Маляна чуть удар не хватил. Постоянно кто-то что-то ляпнет, или сделает какую-то глупость, и Малян кричал "стоп" - добавляет он.
С сельчанами общались все, кроме Хорена Абрамяна
Часть съемочной группы и актеров жила в деревне, остальные – в гостинице города Иджеван. Эдик повел нас в дом, где почти два месяца в одной комнате жили Азат Шеренц и Сос Саркисян.
"Однажды Сос уехал в город, и предупредил Шеренца, мол не спи в моей постели. Они постоянно подтрунивали друг над другом", - рассказывает он.
Полвека назад бабушка Шушик была в этом доме молодой невесткой, говорит, что ее муж Ширак мог бы рассказать больше, но его уже нет в живых.
"Сын мой, Овик, был тогда грудничком. Они часто брали его на руки. Там еще был толстый человек (Азат Шеренц – ред.), имя не помню, очень хороший был человек. Садились по вечерам с нашими дедами, вели беседы, очень культурные были люди, понимали народ, вот если бы и сейчас такие люди были".
Старожилы помнят, как Мгер Мкртчян и Хорен Абрамян приезжали в село: первый на своем синем "ВАЗ-21", второй – на красном "Форде". Оба жили в гостинице в Иджеване, но Фрунзик подружился с сельчанами, часто шутил. Говорят, что только Хорен Абрамян не общался с ними и держался особняком.
"Ну он типа городской", - с пониманием говорят сельчане.
Наша следующая остановка – старый сельский клуб. Когда-то на месте клуба была церковь, построенная в 1862 году. В 1933 году после смерти священника села Тер-Саака церковь переделали под клуб. А в 1969 году это здание, служило "резиденцией" следователя, там допрашивали свидетелей по делу овец Реваза.
История овец Реваза произошла в Хаштараке?
Поднимаемся на возвышение, которое местные называют "Хачи-ял". Здесь снималась самая запоминающаяся сцена фильма - "суд".
По дороге к ставшему легендарным камню Эдик делает "сенсационное" признание - история с овцами Реваза действительно произошла у них в конце 50-х - начале 60-х годов.
"В нашем селе было три пастуха: как-то на нашей горе Камза выдался туманный день, кто-то идет и видит, что от стада Айгеовита овца отстала, вот и присоединяет ее к своему стаду. Обвинили троих - Мелика, Барсега и Ивана. В селе было судебное разбирательство: Мелика, как партийного, отправляют работать на Вологдо-Донский канал, Барсега – на Семеновское болото, Иван возвращается из места отбывания наказания и умирает. Все старожилы села знают эту историю".
Наконец, добираемся до "судного" камня: за долгие годы в Хаштареке многое изменилось, но камни остаются на своих местах.
И пока мы стоим на этой возвышенности, Эдик показывает еще и камень Арама (из фильма "Мужчины", на котором Арам стоит и оглядывает все вокруг).
"Скажу, что я очень обижен на Маляна, столько месяцев жили у нас и снимали, но в конце говорят: "Это овцы из леса", разве трудно было сказать "Это овцы из Хаштарака"? А вот в фильме Кеосаяна подчеркивается: "Арам приехал из Хаштарака".
Кстати, по словам Эдика, это Мгер Мкртчян подсказал Эдмону Кеосаяну место для съемок. Режиссер искал подходящее село, и Фрунзик предложил Хаштарак. Кеосаян приехал, посмотрел на село с "Хачи-яла" и просто влюбился.
"Однажды я спросил у Маляна: "Товарищ Малян, разве рядом с Ереваном не было села, что вы стольких людей привезли сюда?". Он мне ответил: "Молодой человек, ты не видишь красоту своего края", - вспоминает Эдик Ванесян.
Несколько лет назад после долгого перерыва в селе вновь появилась съемочная группа. На этот раз снимали эпизоды для фильма "Линия". Времена проходят, но село продолжает очаровывать режиссеров. Местные жители, смотря фильмы, снятые в разное время, вспоминают своих односельчан, например, бабушку Парик, которая снялась в фильме "Мужчины" в сцене застолья, или же пастуха Бахши, голос которого слышен в фильме "Мы и наши горы".
Хаштарак – часть истории армянского кино. Сельчане надеются, что в один прекрасный день появится программа по развитию села, превращению его в туристическое направление, скажем, под названием "Прогулка по Хаштараку: по следам армянского кино".