Как голова Марка Красса стала реквизитом в армянском театре

© Sputnik / Александр Уткин / Перейти в фотобанкТематический фестиваль короткометражных спектаклей в театре им. Ермоловой.
Тематический фестиваль короткометражных спектаклей в театре им. Ермоловой. - Sputnik Армения, 1920, 19.10.2021
Подписаться
Как получилось, что в театре Древней Армении вместо бутафорской головы показали настоящую голову поверженного победителя Спартака Марка Красса?
Прошло уже 2074 года с того дня, как во время спектакля в Арташате произошло это необычное действо, о чем написали античные историки. Римляне называли Арташат "Карфагеном Армении" и считали, что непосредственное участие в планировке и строительстве города принял знаменитый карфагенский полководец, гроза Рима - Ганнибал.
Как пишет древнегреческий писатель, историк и философ римской эпохи Плутарх, в 53 г. до н.э., когда римский полководец Марк Лициний Красс погиб в битве с парфянским полководцем Суреном при Каррах в Месопотамии (совр. Харран в турецкой провинции Шанлыурфа), Сурен прислал его голову царю Парфии Ороду II. Тот в это время находился в Арташате на свадьбе своего наследника Пакора I с дочерью Артавазда II (сына Тиграна Великого).
Оба царя присутствовали на представлении трагедии Еврипида "Вакханки". В тот день выступала труппа во главе с трагиком Язоном. И актер, который играл Агаву – мать Пенфея (царя города Фивы), в безумии носящуюся с головой убитого ею собственного сына, вынес вместо бутафорской головы, обычно используемой в театре, настоящую голову Красса, со словами: "вот рога оленя, убитого нами на счастливой охоте". Голова была насажена на тирс – деревянный жезл. (Плутарх, "Красс", гл. 30—33.) Дион Кассий — римский консул и историк также описывает смерть Марка Лициния. Он сообщает, что после битвы парфяне лили в рот мёртвого Красса расплавленное золото, издеваясь над его алчностью. (Дион Кассий, XL, 27).
Араратская долина в Армении - Sputnik Армения, 1920, 10.10.2021
Когда под Араратом плескалось море
Собственно, это единственный случай, когда Спартак пусть и не прямо, но косвенно через своего врага Красса был как-то связан с историей Армении. Однако 20 век вместе с НТР и развитием образования стал и веком порождения огромной массы новых ложных мифов.

Кто "предал" Спартака, и кем были киликийские пираты?

Сегодня в сети интернет можно наткнуться на множество абсолютно лживых "историй", не имеющих никаких, даже малейших исторических оснований. Антиармянская пропаганда давно их эксплуатирует, хотя у знающих историю они могут вызвать только смех. Одна из них, которую особенно муссирует азербайджанская пропаганда, называется – "Как армяне предали Спартака".

Неудивительно, что для невежественных читателей она воспринимается, как нечто правдивое, но иногда даже плохо знающие свою историю армяне, принимают ее всерьез. Для иллюстрации приводятся фотографии и даже отрывки из знаменитого голливудского фильма "Спартак" (режиссёр Стэнли Кубрик, 1960 год) по роману Говарда Фаста. Фильм в свое время стал большим событием в мире кино, сегодня он считается классикой. Но поскольку он был художественным, многие детали были вымышленными, поскольку в античных источниках подробностей не было. Даже имя жены Спартака не было точно известно, как говорится, история не сохранила, поэтому всем приходилось придумывать, и не только в кино. В фильме – Вариния, в романе Рафаэлло Джованьоли "Спартак" (1874 год) его возлюбленная – Валерия, причем это патрицианка, жена диктатора Суллы, в балете Арама Хачатуряна (1956 год) – Фригия и т.д. А уж имена пиратов тем более. Сюжет фильма разворачивается так.

Войско повстанцев добирается маршем до Бриндизи, но несмотря на предварительное согласие, эмиссар пиратов отказывается перевезти повстанцев. Спартак выбивает из него признание, что пиратов перекупил Красс. С запада подходит армия Помпея, из Азии по морю в Бриндизи плывёт армия Лукулла. Мятежникам некуда отступать.
В этой части и происходит эпизод с киликийскими пиратами, который возможно действительно имел место, по версии некоторых античных историков. Вот рассказ Плутарха:
Хачкары и надгробные плиты в селе Неркин Геташен - Sputnik Армения, 1920, 26.09.2021
Когда появился армянский язык?
"...а Спартак тем временем отступил через Луканию и вышел к морю. Встретив в проливе киликийских пиратов, он решил перебраться с их помощью в Сицилию, высадить на острове две тысячи человек и снова разжечь восстание сицилийских рабов, едва затухшее незадолго перед тем, достаточно было бы искры, чтобы оно вспыхнуло с новой силой. Но киликийцы, условившись со Спартаком о перевозке и приняв дары, обманули его и ушли из пролива. Вынужденный отступить от побережья, Спартак расположился с войском на Регийском полуострове. Сюда же подошел и Красс". (Плутарх, "Красс", гл. 10).
Однако Плутарх ничего не сообщает о том, какой национальности принадлежали пираты, также он не упоминает никаких имен их вожаков.
Их роль не совсем соответствует дошедшим до нас фактам: в фильме они должны были доставить восставших рабов в свои родные страны, но их подкупил римский военачальник Марк Лициний Красс, и поэтому они бросили рабов в окружении. По словам Плутарха, Спартак действительно вёл переговоры с киликийскими пиратами. Но они должны были не вернуть повстанцев домой, а перевезти 2000 его бойцов на Сицилию, где он хотел разжечь новое восстание среди местных рабов, умножив проблемы римлян. Киликийцы приняли его дары, но не выполнили договор.
Ничего подобного нет и в самом романе Говарда Фаста. Эпизод придумали позже, когда писался сценарий. Производство фильма оказалось сложным, в основном, из-за цензурных правок и трудностей со сценарием, который полностью переписывался несколько раз. И снимали его два режиссера, начал Энтони Манн, а продолжил и закончил Стэнли Кубрик, который потом признавался, что это единственный для него нелюбимый из его фильмов, хотя тот и принес ему известность. Продюсер и исполнитель главной роли Кирк Дуглас печально шутил о том, что работа над "Спартаком" заняла больше времени, чем само восстание, и продлилась больше двух лет, что, по меркам американской киноиндустрии, выходит далеко за пределы нормы.

Дуглас сначала хотел, чтобы сценаристом был сам автор книги. Однако, Говард Фаст не имел опыта в написании сценариев, к тому же он был коммунистом, из-за чего легко могли возникнуть проблемы с цензурой. Прочитав первые 60 страниц сценария Фаста по его собственному роману, Дуглас назвал их "катастрофой". Пришлось срочно находить замену. Дуглас обратился к Далтону Трамбо, ещё одному писателю левых взглядов, проведшему в 1950 году одиннадцать месяцев в тюрьме.
Именно Трамбо и написал сценарий, причем еще много раз его переделывал по требованию продюсеров. Видимо, он и придумал эмиссару киликийских пиратов имя Тигран и даже подобие фамилии – Левант, которого сыграл британский актёр чешского происхождения Герберт Лом.
Зима в Армении - Sputnik Армения, 1920, 16.09.2021
Как спасались от климатических катаклизмов предки: подземные города Армянского нагорья
Очевидно, что Далтон Трамбо не имел времени копаться в истории. Он посмотрел в энциклопедии название и прочитал про армянское государство в Киликии. Затем в истории Армении он нашел самое громкое имя армянского царя Тиграна Великого. А поскольку фамилии династий типа Ервандуни, Аршакуни или Арташесяны тут бы явно не подошли, он использовал древнее название ближайшей к Киликии страны – Левант. В древности было обычным делом считать фамилией место рождения. Есть много примеров: древнегреческий атлет Милон Кротонский, философы Анаксагор Клазоменский (500–428 гг. до н. э.), Диоген Синопский (412 до н. э.— 323 до н. э.), Диоген Лаэртский и т.д. Как и наши знаменитые средневековые мыслители: Нарекаци, Ширакаци, Таронеци и т.д.

Разумеется, средневековое Киликийское армянское королевство существовавшее с 1080 по 1375 годы (горная Киликия — до 1424 года), не имело никакого отношения к орудовавшим на море более чем за тысячу лет до него пиратам не только по времени, но и по населению. Массовое переселение армян на территорию Киликии произошло лишь в конце I и начале II тысячелетия нашей эры, после потери независимости древних армянских государств на Армянском нагорье. Собственно, в наш век интернета это может проверить любой, достаточно лишь посмотреть информацию о киликийских пиратах. Сегодня известно, что этнически они состояли в основном из племени исавров воинственных разбойников и пиратов, которые населяли горную местность на юге Малой Азии — Исаврию).
В войне киликийских пиратов против Рима исаврийцы приняли такое активное участие, что проконсул Публий Сервилий был вынужден преследовать их и на суше, в их укреплённых крепостях, подчинив весь народ, за что получил прозвище Исаврик.
Собственно на этом вся "история армянского пиратства" и заканчивается, так и не начавшись.
А древний армянский театр, так же, как греческий и римский, считается одним из древнейших театров мира. Но после принятия христианства, началось противодействие церкви по отношению к театральному искусству. Несмотря на это, театр продолжал быть популярным в народе. Давались представления античной драматургии и армянских авторов. А в Новое время театральное искусство Армении стало особенно интенсивно развиваться, и даже отношение церкви к нему поменялось, что было прекрасно выражено Католикосом Хримяном Айриком (1820—1907 гг.) в его мудром определении: "Театр – это вторая церковь. Там воспитывается душа".
Лента новостей
0