https://am.sputniknews.ru/20211111/neozhidannyy-dostoevskiy--yazvitelnyy-satirik-i-avtor-detektivov-35226636.html
Неожиданный Достоевский – язвительный сатирик и автор детективов
Неожиданный Достоевский – язвительный сатирик и автор детективов
Sputnik Армения
Весь мир празднует 200-летие Достоевского — пожалуй, самого известного и популярного русского писателя. Сегодня Федор Михайлович актуален как никогда. Уже не... 11.11.2021, Sputnik Армения
2021-11-11T14:26+0400
2021-11-11T14:26+0400
2023-07-20T17:51+0400
россия
общество
культура
писатель
достоевский
литература
классическая музыка
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/0b/0b/35226487_0:0:2049:1153_1920x0_80_0_0_e3e4cc54c59d69fbbff90ecb0ebb2690.jpg
Павел Сурков, РИА НовостиУченые и публицисты, раскрывая образ Достоевского, довольно часто сосредотачиваются на нравственной и социальной стороне его творчества. И здесь вроде бы ничего ни убавить, ни прибавить: практически все философские подтексты Федора Михайловича полностью раскрыты литературной критикой.Но вот беллетристическая — и порой сатирическая — сторона оказалась за бортом профессиональных исследований. А между тем феномен писателя, включая и его мировое признание (Достоевский — один из самых переводимых и, соответственно, читаемых русских классиков), во многом основан именно на фабуле его произведений.Федор Михайлович это прекрасно понимал, выбирая для романов одну из самых популярных и по сей день литературных форм. Ведь, если разобраться, большинство его произведений по сути своей — детективы с захватывающим сюжетом.Вот "Преступление и наказание" — не просто детектив, а история о расследовании и раскаянии, возможность посмотреть на ситуацию глазами преступника: автор фактически помещает нас внутрь его сознания. И это задолго до появления "Убийства Роджера Экройда" Агаты Кристи, первого детектива, написанного от лица человека, совершившего преступление. Достоевский же — просто в силу писательского таланта — еще и создает такой образный текст, что мы не только понимаем мотивацию Раскольникова, но можем сродниться с его специфическим чувственным миром.Ровно то же и с другими романами: "Идиот" — детектив, в котором мы видим, как убийца Рогожин приближается к преступлению, как череда событий доводит его до невозвратной точки. "Бесы" — так это просто невероятно плотно закрученное повествование о террористической ячейке. "Братья Карамазовы" — идеально сшитый судебный детектив, в котором у каждого из героев есть мотив убийства отца.Конечно, опытный литературовед может обвинить данную точку зрения в поверхностности, когда моральная и философская стороны произведения оказываются оттенены фабулой.Но читатель следит в первую очередь за сюжетом, глубина авторского размышления открывается ему постепенно. А мастерство Достоевского как создателя сюжета сомнению не подвергается вообще.Он и сам это прекрасно понимал и порой решал поквитаться с оппонентами в собственных произведениях. Вот тут и появлялся совершенно не знакомый Достоевский: едкий сатирик, невероятно острый на язык, но при этом ничуть не менее глубокий.Вот, например, "Крокодил" — лихой и смешной рассказ. Он о том, как мелкий чиновник пошел в зверинец, раздразнил там рептилию, а она его возьми да и проглоти. В итоге герой вещает из пасти животного — ему там внутри уютно, тепло и хорошо.Начальство подозревает всякое: а ну как он скрылся в крокодиле из каких-нибудь, упаси Господь, либеральных тенденций? В образе такого чиновника — худенького, едкого и в очках, современники, конечно же, увидели злую пародию на Чернышевского. Достоевский от обвинений защищался в "Дневнике писателя", уверяя, что никого конкретного в виду не имел.И здесь классику стоит поверить — конечно, это образ не конкретного Чернышевского, а скорее коллективного. Довольно мелочного западника, лишенного стройности размышлений о реальном мире. Оттого ему и в крокодиле хорошо.В итоге он смирится с любым существованием. И даже переваренный рептилией выйдет здоровым и относительно невредимым. И снова начнет уверять всех, что знает, как все должно быть устроено на самом деле.Юрий Тынянов отыскал у Достоевского и пародию на Гоголя, причем — на позднего, времен "Выбранных мест из переписки с друзьями", предполагая, что великого предшественника Достоевский вывел в образе Фомы Опискина.Эдакий "литератор с претензиями", читающий лекции по истории и мечтающий, как на них будут собираться "тридцать тысяч человек" (опять же пародия на вранье Хлестакова)."Коллективный морализатор" — еще один критикуемый Достоевским образ. То, что некоторые видят в нем черты позднего Гоголя, не лишено основания.Или писатель Кармазинов в "Бесах" — тут сатира практически прямая. Он читает свой рассказ "Merci", в котором изобилуют описания природы, воспоминания о первой любви, имена различных иностранных композиторов. Неудивительно, что в этом герое многим видится карикатура на Ивана Тургенева, с которым у Достоевского сложились непростые отношения.Внешне они вели себя предельно корректно (Иван Сергеевич когда-то даже дал проигравшему Достоевскому денег в долг — Федор Михайлович вернул их с сильным опозданием). Порой литераторы обменивались уколами: то Тургенев на Достоевского эпиграмму напишет, то Достоевский "Дым" поругает. Но, прочитав "Бесов", Тургенев возмутился: увидел в Кармазинове карикатуру на себя. И тут даже формальное примирение было невозможно, хотя Достоевский предпринимал попытки наладить отношения.И все эти элементы биографии Федора Достоевского, о которых порой не упоминают в "парадных" исследованиях, раскрывают нам куда более глубокий и яркий образ классика. Он предстает не забронзовевшим морализатором, а рефлексивным, ярким, готовым к острому диалогу писателем с невероятной сюжетной мощью.И как раз то, что он казался многим современникам неудобным, неоднозначным, спорным, и говорит о его неустаревающей актуальности. Значит, есть такие пласты его творчества, которые еще ждут как нового исследователя, так и читательского внимания — и, соответственно, понимания.Нам есть что открывать в Достоевском сегодня и даже спорить с ним. Он сам, во всяком случае, был к этому готов и не чурался критических нападок. Более того — мог отразить их напрямую в тексте произведения. Мастер сюжета, что еще скажешь!
https://am.sputniknews.ru/20211020/mezhdunarodnaya-konferentsiya-k-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-dostoevskogo-proydet-v-erevane-34472571.html
https://am.sputniknews.ru/20181212/armyanskij-spektakl-po-motivam-dostoevskogo-stal-bomboj-na-moldfeste-video-16194112.html
https://am.sputniknews.ru/20211111/chto-vy-znaete-o-zhizni-dostoevskogo-i-ego-tvorchestve-35092955.html
https://am.sputniknews.ru/20190204/papa-rimskij-francisk-procitiroval-otryvok-iz-romana-dostoevskogo-bratya-karamazovy-17117419.html
https://am.sputniknews.ru/20200612/Druzhba-i-ne-tolko-chem-zaymetsya-novyy-Tsentr-russkogo-yazyka-i-literatury-v-Gyumri-23361153.html
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/0b/0b/35226487_0:0:2049:1537_1920x0_80_0_0_799e55922d8f5318f180ff855b8a28f9.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
россия, общество, культура, писатель, достоевский, литература, классическая музыка
россия, общество, культура, писатель, достоевский, литература, классическая музыка
Неожиданный Достоевский – язвительный сатирик и автор детективов
14:26 11.11.2021 (обновлено: 17:51 20.07.2023) Весь мир празднует 200-летие Достоевского — пожалуй, самого известного и популярного русского писателя. Сегодня Федор Михайлович актуален как никогда. Уже не столько как морализатор, а как острый сатирик и главный детективщик XIX века.
Павел Сурков, РИА Новости Ученые и публицисты, раскрывая образ Достоевского, довольно часто сосредотачиваются на нравственной и социальной стороне его творчества. И здесь вроде бы ничего ни убавить, ни прибавить: практически все философские подтексты Федора Михайловича полностью раскрыты литературной критикой.
Но вот беллетристическая — и порой сатирическая — сторона оказалась за бортом профессиональных исследований. А между тем феномен писателя, включая и его мировое признание (Достоевский — один из самых переводимых и, соответственно, читаемых русских классиков), во многом основан именно на фабуле его произведений.
Федор Михайлович это прекрасно понимал, выбирая для романов одну из самых популярных и по сей день литературных форм. Ведь, если разобраться, большинство его произведений по сути своей — детективы с захватывающим сюжетом.
Вот "Преступление и наказание" — не просто детектив, а история о расследовании и раскаянии, возможность посмотреть на ситуацию глазами преступника: автор фактически помещает нас внутрь его сознания. И это задолго до появления "Убийства Роджера Экройда" Агаты Кристи, первого детектива, написанного от лица человека, совершившего преступление. Достоевский же — просто в силу писательского таланта — еще и создает такой образный текст, что мы не только понимаем мотивацию Раскольникова, но можем сродниться с его специфическим чувственным миром.
Ровно то же и с другими романами: "Идиот" — детектив, в котором мы видим, как убийца Рогожин приближается к преступлению, как череда событий доводит его до невозвратной точки. "Бесы" — так это просто невероятно плотно закрученное повествование о террористической ячейке. "Братья Карамазовы" — идеально сшитый судебный детектив, в котором у каждого из героев есть мотив убийства отца.
Конечно, опытный литературовед может обвинить данную точку зрения в поверхностности, когда моральная и философская стороны произведения оказываются оттенены фабулой.
Но читатель следит в первую очередь за сюжетом, глубина авторского размышления открывается ему постепенно. А мастерство Достоевского как создателя сюжета сомнению не подвергается вообще.
Он и сам это прекрасно понимал и порой решал поквитаться с оппонентами в собственных произведениях. Вот тут и появлялся совершенно не знакомый Достоевский: едкий сатирик, невероятно острый на язык, но при этом ничуть не менее глубокий.
Вот, например, "Крокодил" — лихой и смешной рассказ. Он о том, как мелкий чиновник пошел в зверинец, раздразнил там рептилию, а она его возьми да и проглоти. В итоге герой вещает из пасти животного — ему там внутри уютно, тепло и хорошо.
Начальство подозревает всякое: а ну как он скрылся в крокодиле из каких-нибудь, упаси Господь, либеральных тенденций? В образе такого чиновника — худенького, едкого и в очках, современники, конечно же, увидели злую пародию на Чернышевского. Достоевский от обвинений защищался в "Дневнике писателя", уверяя, что никого конкретного в виду не имел.
И здесь классику стоит поверить — конечно, это образ не конкретного Чернышевского, а скорее коллективного. Довольно мелочного западника, лишенного стройности размышлений о реальном мире. Оттого ему и в крокодиле хорошо.
В итоге он смирится с любым существованием. И даже переваренный рептилией выйдет здоровым и относительно невредимым. И снова начнет уверять всех, что знает, как все должно быть устроено на самом деле.
Юрий Тынянов отыскал у Достоевского и пародию на Гоголя, причем — на позднего, времен "Выбранных мест из переписки с друзьями", предполагая, что великого предшественника Достоевский вывел в образе Фомы Опискина.
Эдакий "литератор с претензиями", читающий лекции по истории и мечтающий, как на них будут собираться "тридцать тысяч человек" (опять же пародия на вранье Хлестакова).
"Коллективный морализатор" — еще один критикуемый Достоевским образ. То, что некоторые видят в нем черты позднего Гоголя, не лишено основания.
Или писатель Кармазинов в "Бесах" — тут сатира практически прямая. Он читает свой рассказ "Merci", в котором изобилуют описания природы, воспоминания о первой любви, имена различных иностранных композиторов. Неудивительно, что в этом герое многим видится карикатура на Ивана Тургенева, с которым у Достоевского сложились непростые отношения.
Внешне они вели себя предельно корректно (Иван Сергеевич когда-то даже дал проигравшему Достоевскому денег в долг — Федор Михайлович вернул их с сильным опозданием). Порой литераторы обменивались уколами: то Тургенев на Достоевского эпиграмму напишет, то Достоевский "Дым" поругает. Но, прочитав "Бесов", Тургенев возмутился: увидел в Кармазинове карикатуру на себя. И тут даже формальное примирение было невозможно, хотя Достоевский предпринимал попытки наладить отношения.
И все эти элементы биографии Федора Достоевского, о которых порой не упоминают в "парадных" исследованиях, раскрывают нам куда более глубокий и яркий образ классика. Он предстает не забронзовевшим морализатором, а рефлексивным, ярким, готовым к острому диалогу писателем с невероятной сюжетной мощью.
И как раз то, что он казался многим современникам неудобным, неоднозначным, спорным, и говорит о его неустаревающей актуальности. Значит, есть такие пласты его творчества, которые еще ждут как нового исследователя, так и читательского внимания — и, соответственно, понимания.
Нам есть что открывать в Достоевском сегодня и даже спорить с ним. Он сам, во всяком случае, был к этому готов и не чурался критических нападок. Более того — мог отразить их напрямую в тексте произведения. Мастер сюжета, что еще скажешь!