"Поствойна" в Армении: год безвозвратных потерь
23:49 30.12.2021 (обновлено: 02:10 31.12.2021)
© Sputnik / Asatur YesayantsПремьер-министр Никол Пашинян во время церемонии награждения военнослужащих (28 января 2019). Еревaн
© Sputnik / Asatur Yesayants
Подписаться
Рейтинг армянских властей падал в течение всего года на фоне уступок Азербайджану и Турции в вопросе Нагорного Карабаха и Геноцида армян, но ни условий внутри страны, ни внешних стимулов для смены правящей силы сейчас нет.
Политические процессы в Армении в 2021 году прошли под отпечатком поражения в 44-дневной войне в Нагорном Карабахе, ее результаты оказывали и продолжают оказывать решающее значение на внешнюю и внутреннюю политику страны.
Внутренняя политика
В течение 2021 года авторитет властей, оппозиции и всех структур, представляющих политическую систему, резко упал, считает политолог Степан Даниелян.
"В начале года в Армении оставался слой населения, который, несмотря на поражение в войне, все-таки надеялся на то, что с Турцией и Азербайджаном можно будет установить мир и наладить экономическое взаимодействие. Жизнь показала, что аппетит Баку и Анкары растет, требования увеличиваются, а на границе не прекращаются инциденты", - отметил Даниелян.
Власти страны не могут гарантировать решение возникших проблем, к тому же они не пользуются доверием в России. К концу года рейтинг властей упал в глазах и этих людей.
"И если сейчас будут выборы, я не смогу ответить на вопрос, какая сила победит. Но это, однозначно, будут не нынешние власти. Я уверен, что подавляющее большинство людей на выборы просто не пойдет", - сказал Даниелян.
Однако дело не только в разочаровании властями и оппозицией. В Армении сейчас попросту нет политических сил, которые могли бы предложить решение стоящих перед Арменией проблем. Это следствие несостоятельности, кризиса политической мысли, которое касается не только партий, но и интеллигенции.
По оценкам экспертов, такое зыбучее состояние в стране продолжится еще некоторое время.
"Надеюсь, что в интеллектуальном поле будет проведена определенная работа. И на основе этого начнется какое-то политическое движение. Абсолютно не важно, кто будет олицетворять эти идеи – новые или старые политические силы", - отметил Даниелян.
При этом без изменения концепции политической борьбы добиться смены власти не получится. За последние 30 лет все оппозиционные движения в Армении продвигали идею отторжения власти, и лишь в 2018 году процесс оказался успешным.
Сейчас также налицо попытка построить политическую активность на этой идее. Но этот формат себя исчерпал, он уже неэффективен.
"Нужно движение "ради", но его в Армении нет. Пока оно не будет сформировано, вряд какие-то силы достигнут успеха", - отметил Даниелян.
Турция и Азербайджан требуют от Армении отказаться от Арцаха, международного признания Геноцида армян. Все эти предусловия власти Армении фактически принимают.
"Я думаю, в ближайшее время эти предусловия будут выполняться более очевидно. Будет ли общественный бунт? Думаю, будет недовольство, но серьезного движения не будет, пока кто-то не предложит будущее с ответами на стоящие перед страной вопросами", - отметил Даниелян.
Внешняя политика
В начале года трудно было представить, что проигравшие в войне и подписавшие "капитуляцию" власти Армении сохранят руководство страной, отмечает политтехнолог Виген Акопян. Именно этот факт предопределил внешнеполитические неудачи в 2021 году.
"Самым негативным итогом этого года стало то, что страну остался представлять тот же переговорщик (Никол Пашинян, ред.) Одновременно, оправдались предположения о том, что в случае воспроизводства власти в стране негативные события перенесутся непосредственно на территорию Республики Армения. Это привело и к территориальным потерям, падению имиджа и снижению суверенитета", - сказал Акопян.
На этом фоне 2021 год для Армении и Арцаха был годом серьезных, иногда безвозвратных потерь.
По мнению Акопяна, результаты войны, зафиксированные в документах от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г., - всего лишь начало. Азербайджан, Турция и стоящие за ними центры силы пытаются выжать максимум, воспользоваться внутриполитической ситуацией в Армении и Арцахе.
"Турция и Азербайджан хорошо понимают, что в случае прихода новых сил в руководстве Армении - уступки будут под большим вопросом", - добавил эксперт.
Օн убежден - Анкара и Баку хотят свести к минимуму армянский фактор как в регионе, так и в глобальном смысле, хотя уровень суверенитета Армении сейчас и так находится на самом низком уровне с момента провозглашения независимости в 1991 году.
За делимитацией и демаркацией последуют требования признать Арцах в составе Азербайджана, а также обеспечить транзит через Сюник в виде создания "Зангезурского коридора". К сожалению, по словам политтехнолога, власти Армении согласились реализовывать эту повестку, отказавшись от любой другой альтернативы.
"Сейчас мы приближаемся к подписанию документов, о которых говорилось в Сочи и Брюсселе. Это документ, скажем так, об алгоритме делимитации и демаркации. А также соглашение по транзиту/коммуникациям/коридору", - отметил Акопян.
Он подчеркнул, что наличие "иммунитета" Пашиняна, определенная поддержка со стороны силовых центров обусловлено согласием на эти уступки. В целом же Армения, по словам эксперта, никогда еще не имела столь слабую власть с точки зрения как внутренней, так и внешней политики.
"Сила" же нынешней правящей партии заключается в слабости оппозиции и отсутствии внешних сигналов о смене власти.