Ядерная сделка, или война на Ближнем Востоке. Что выберут политики?

© Photo : IDF Spokesperson / Public domainАрмия обороны Израиля
Армия обороны Израиля - Sputnik Армения, 1920, 26.01.2022
Подписаться
Человечеству действительно угрожает большая война, если сорвутся переговоры по "ядерной" сделке в Вене между Тегераном и Вашингтоном. Настоящая война, а не фальшивая опасность нападения России на Украину, считает наш обозреватель.

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Когда "рвется в бой" Израиль и грозной риторикой отвечает Иран
Начавшаяся вокруг Украины катавасия и истерика касательно "российского вторжения", конечно же, отвлекли внимание международного сообщества от проблем, более насущных, нежели мнимая угроза оккупации украинской территории. А ведь триллер, прямо сейчас разворачивающийся за столом переговоров в Вене на тему возвращения США в рамки иранского "ядерного" соглашения, поопаснее будет, нежели мнимое нападение России на Украину.
Да хотя бы потому, что именно в эти дни в столице Австрии разворачивается действо, реально угрожающее существующему миропорядку и, если можно так сказать, "безъядерному" существованию человечества. "Безъядерному" в том смысле, что даже сейчас и даже самые горячие головы в генштабах противоборствующих стран как-то особо не подумывают об использовании ядерного оружия.
А вот то, что на днях сказал руководитель американского Госдепа Энтони Блинкен, действительно должно было бы серьезно взволновать мировое сообщество. В отличие от "российской угрозы". Потому что Блинкен высказался следующим образом: "Если мы не заключим соглашение в ближайшие недели, прогресс Ирана в области ядерного оружия не позволит нам вернуться в СВПД".
В переводе с дипломатического на общепринятый язык следует понимать так, что по истечении какого-то весьма реального срока иранская сторона получит все шансы, чтобы создать ядерную бомбу. Понимающие же люди, способные сложить дважды два в геополитическом раскладе, тревогу американского госсекретаря поймут еще лучше. Если вдруг выяснится, что процесс обогащения урана Ираном не удалось приостановить, то это как минимум война.
Причем отнюдь не та самая, откровенно фейковая война, которой сейчас объединенный Запад пытается напугать всех и вся, лишь бы отвлечь от процесса, запущенного в декабре Москвой, высказавшей свою озабоченность гарантиями европейской безопасности. На самом деле человечеству грозит самая что ни на есть реальная, большая война. И грозит на Большом Ближнем Востоке, где грозят схлестнуться два смертельных врага.
С одной стороны "бряцает оружием" Израиль, уже не раз заявлявший, что если ситуация дойдет до той самой "красной линии", о которой как раз и сказал Блинкен, то его уже никто не остановит, даже заокеанский "патрон". С другой стороны, с грозной риторикой периодически выступает Иран, у которого в распоряжении не менее серьезные баллистические технологии.
Переговоры в тупике из-за "крестного отца" санкций против Ирана
Вот тебе и дважды два. Во-первых, два государства, владеющие достаточно современными средствами, позволяющими нанести серьезный урон противнику на расстоянии. А во вторых, имеем дело со странами, одна из которых уже владеет ядерным оружием (Израиль), а другая, при желании, может достаточно быстро его заиметь (Иран).
Ведь тот самый процесс обогащения урана, который запустил в своих центрифугах Тегеран, когда американцы в одностороннем порядке вышли из СВПД, действительно длится уже достаточно долго.
Так что уже сейчас можно с определенной степенью уверенности говорить о том, что если Соединенные Штаты в итоге откажутся возвращаться в рамки "ядерного" соглашения, встанут и уйдут из-за стола переговоров в Вене, то серьезного военного столкновения между этими двумя сторонам не избежать.
А на самом деле все свидетельствует о том, что процесс, запущенный американским президентом Байденом в Вене сразу же после избрания, действительно заходит в тупик. Достаточно лишь прочитать цитату из парламентского выступления руководителя внешнеполитического ведомства Британии Лиз Трасс.
Дословно она сказала следующее: "Эти переговоры срочные, и прогресс был недостаточно быстрым. Мы продолжаем работать в тесном сотрудничестве с нашими союзниками, но переговоры заходят в опасный тупик. Теперь Иран должен выбрать, хочет ли он заключить сделку или нести ответственность за крах СВПД (ядерной сделки). И если СВПД рухнет, все варианты на столе".
По большому счету ничего удивительного - у англосаксонской дипломатии это поведение такое, при любой неудаче валить с больной головы на здоровую.
А ведь если приглядеться к информационному потоку из австрийской столицы, то можно сделать весьма интересные выводы. Касаются они в первую очередь именно того, кто же виноват, что процесс по возвращению США в рамки "ядерной" сделки вдруг оказался в "опасном тупике". И получается следующее. Именно в составе американской делегации возникли серьезные разногласия, касающиеся того, насколько жесткой должна быть позиция страны в переговорном процессе.
Сперва один из разработчиков, можно сказать, "крестный отец" американских санкций Ричард Нефью не смог договориться с руководителем переговорной группы, спецпредставителем по Ирану Робертом Малли. Эти двое не сошлись во мнениях касательно того, насколько жесткой должна быть их позиция, и Нефью просто встал и ушел. А за ним - еще двое из группы.
Когда Иран даже "на коленке" сможет собрать ядерный заряд, будет поздно
И даже в этой ситуации можно не сомневаться, что если переговорный процесс в Вене сорвется, обвинять будут американцы именно иранскую сторону. Обязательно скажут, что Тегеран не проявил нужной гибкости, не смягчил свои позиции, не остановил центрифуги. А ведь иранская делегация согласилась даже на весьма нестандартное предложение, поступившее из США - выйти на прямой контакт представителей Тегерана с самими переговорщиками - американцами.
"Соединенные Штаты посылают сообщения с призывом к прямым переговорам с нами. Если мы достигнем стадии переговорного процесса, когда для диалога с Соединенными Штатами необходимо хорошее соглашение, мы не будем это игнорировать", - сообщил на днях министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан.
Однако в итоге дело оказалось в том, что переговоры с Соединенными Штатами проходят через главного переговорщика от Евросоюза Энрике Мора и одного или двух членов СВПД в Вене, как сказал тогда Абдуллахиан. А ведь можно же представить, что эти самые два члена СВПД в Вене - те самые, которые и покинули в итоге переговоры из-за разногласий внутри группы? То есть сторонники "крестного отца" иранских санкций Ричарда Нефью.
Вот такой вот расклад, который, кстати, самих иранцев тоже особо не устраивает. Санкции действительно бьют по стране, и очень больно. Ведь не зря Тегеран согласился даже на прямой контакт своих переговорщиков с коллегами из Вашингтона - лишь бы были сняты санкции. Об этом, весьма конкретно говорил сам президент ИРИ Ибрахим Раиси.
Но не сложилось, и открытое военное столкновение между Ираном и Израилем все вероятнее и вероятнее, чем дольше будет длиться процесс в Вене. В этом руководитель американского Госдепа Блинкен действительно прав - именно по затягивающимся срокам может получится так, что будет пересечена красная линия.
Это произойдет тогда, когда, можно будет с уверенностью говорить о том, что иранский уран в центрифугах обогащен настолько, что при желании можно даже "на коленке" собрать ядерный заряд. Хоть всего лишь один, хоть пару…
И тогда в своем порыве "самозащититься" Израиль уже никто не сможет остановить, даже американцы. Именно в этом заключается реальная проблема грозящей человечеству большой войны, а не в откровенно фальшивой "российской угрозе оккупации Украины".
Лента новостей
0