https://am.sputniknews.ru/20220129/do-5-iranskikh-voditeley-prodolzhayut-platit-dan-azerbaydzhanu-na-trasse-goris-kapan-38096529.html
До 5% иранских водителей продолжают платить "дань" Азербайджану на трассе Горис-Капан
До 5% иранских водителей продолжают платить "дань" Азербайджану на трассе Горис-Капан
Sputnik Армения
Альтернативная дорога Капан-Татев (в обход прежней Горис-Капан, частично контролируемой азербайджанскими ВС) пока далека от "совершенства" и некоторые водители... 29.01.2022, Sputnik Армения
2022-01-29T18:40+0400
2022-01-29T18:40+0400
2022-01-29T20:19+0400
армения
дорога
новости армения
политика
азербайджан
транспорт
сюник
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/09/13/33434984_0:75:1600:975_1920x0_80_0_0_4968b6aded7b38e1cd44e00999b80942.jpg
Давид Галстян, Sputnik.После отвода армянских сил в Сюнике в декабре 2020 года, азербайджанские силовики (военные, пограничники, полиция) взяли контроль над 21-километрым участком дороги Горис-Капан – основная магистраль, связывающая Иран и Армению.На первом этапе проблем с проездом армянских и иранских машин не было (да и азербайджанские служащие появились не сразу). Однако вскоре проблемы возникли.Прежде чем перейти к проблематике, кратко представим предысторию сложившейся ситуации.Как все было?Еще до войны в июле 2020 года премьер Никол Пашинян выложил видео со строительства участка дороги Татев-Агвани-Капан, которая должна была стать альтернативой Горис-Капану. Завершение работ изначально планировалось в 2022 году.Однако война внесла свои коррективы. Ремонтные работы возобновились в 2021 году, их планировали закончить осенью 2021 года, но проблемы на дороге Горис-Капан начались раньше.В конце августа азербайджанские силовики перекрыли Горис-Капан. Премьер-министр Армении Никол Пашинян сразу заявил, что действия азербайджанских ВС противоречат каким-то трехсторонним договоренностям (возможно, устным), достигнутым в прошлом году между Арменией, Россией и Азербайджаном. О каких договоренностях шла речь, до сих пор неясно, подтверждающие это документы не были обнародованы.А между тем сотни фур "застряли" в Армении и Иране, были отменены рейсы пассажирских автобусов, курсирующих по маршруту Тегеран-Ереван Тегеран. Через пару дней дорога была открыта, однако не осталось сомнений - движение по этому пути будет все более проблематичным.Уже 12 сентября стало известно, что азербайджанские полицейские на дороге Горис-Капан Сюникской области Армении останавливают иранские грузовики для проверки документов и грузов, требуя оплатить проезд. Азербайджанские таможенники брали с иранских водителей от 130 до 300 долларов в зависимости от груза. Двое дальнобойщиков даже были задержаны (отпустили в октябре).В ответ армянские профильные ведомства предложили фурам ездить в объезд, только вот дорога Капан-Татев-Шинуайр к тому времени была еще не готова (ремонт продолжался). И фуры не могли проезжать из-за узости дороги. В этом мы убедились своими глазами. Правительство Армении заявило, что обходная дорога на юге Армении будет готова до конца ноября. А между тем инциденты на дороге Горис-Капан продолжились.В начале ноября ситуация ухудшилась. Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян заявил 10 ноября, что ночью Азербайджан установит на дороге таможенные пункты. При этом добавил, что готова альтернативная дорога Капан-Татев, через которую можно поехать как в Горис, так и Ереван. И заверил, что у Армении есть безопасная альтернатива как для проезда автомобилей, так и перевозки грузов. В то же время по дороге Горис-Капан армянские машины продолжали ездить, но уже в колоннах, сопровождаемых российскими пограничниками. В скором проезд для армянских машин был полностью закрыт.Между новой и старой трассойПостепенно основной поток иранских грузовиков переместился на альтернативную дорогу Капан-Татев-Шинуайр. Большинство водителей не хотят платить дополнительные 130-280 долларов (в зависимости от груза) за каждый проезд через азербайджанский КПП.И все же часть водителей предпочитает Горис-Капан с учетом узости альтернативной дороги, особенно в районе села Неркин Хотанан и серпантина близ Татева.Sputnik Армения запросил у таможенной службы данные о числе проезжающих иранских грузовиков через КПП "Мегри". Согласно полученным данным, в последние месяцы число въезжающих из Ирана грузовиков составляет порядка 165-170 машин в день.Мы обратились также в СНБ Армении (дорогу Горис-Капан контролируют пограничники). Сначала с нами связались, чтобы узнать, в каком виде предоставить запрашиваемые данные, а потом прислали ответ: "СНБ не собирает статистику по запрошенным вами данным".В Комитете госдоходов у нас запросили дополнительное время. Из полиции также еще не получен ответ.А пока мы ждали ответы на запросы, председатель Комитета госдоходов республики Рустам Бадасян заявил, что машины почти перестали ездить по старой дороге Горис-Капан. За неимением точных данных мы пообщались с жителями населенных пунктов, которые расположены на пути следования грузовиков на трассе Капан-Горис (Воротан, Шурнух, Горис). Так вот, по наблюдениям местных жителей, по этой дороге проезжает порядка 5-8 машин в день․ Некоторые едут по этому пути, так как плохо знакомы с местными дорогами и предпочитают проверенный путь, другие хотят избежать проблем на серпантине (на участке Татев - Чертов мост). Особенно это касается больших и длинных грузовиков, которым сложно развернуться на поворотах.Таким образом, если сравнить имеющиеся данные, всего по дороге Горис-Капан сейчас проезжает до 5% грузового транспорта из Ирана.Судьба дороги Горис-КапанУчасток Воротан-Шурнух, являющийся частью дороги Горис- Капан, между тем постепенно приходит в упадок.В Дорожном департаменте на запрос Sputnik Армения сообщили, что летнее и зимнее обслуживание дороги осуществляет подрядчик."Фонд "Дорожный департамент" осуществляет контроль над работами по зимнему и летнему обслуживанию", - сообщили в департаменте.Дорога Горис-Капан все еще считается "межгосударственной", этот же статус получит участок Капан-Татев.Со своей стороны отметим, что армянским властям выгодно, чтобы иранские грузовики отказались от маршрута через Горис. Это уменьшит "головную боль" - решит вопрос инцидентов с азербайджанской таможней.Чтобы сделать альтернативный маршрут более удобным для фур, Ереван строит дорогу Татев-Лцен. Это позволит объехать труднопроходимые перевалы на участке Татев-Алидзор, о которых мы писали выше.Министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян сообщил Sputnik Армения, что асфальтирование дороги Татев-Лцен завершится к осени 2022 года. Кроме того, в рамках трассы "Север-Юг" планируется строительство еще одного объездного пути – Сисиан-Каджаран, что резко сократит путь до Ирана. Но с учетом нынешних темпов строительства, говорить о скорой реализации проекта не приходится.Таким образом, в скором времени межгосударственная трасса Горис-Капан фактически превратится в межобщинную и, можно предположить, что с учетом существующих проблем придет в запустение.Причем в упадок придет не только дорога, но и частично изолированные населенные пункты Шурнух (разделенный на две части), Воротан и Барцраван, расположенные в этой части и столкнувшиеся с острейшими проблемами безопасности.
азербайджан
сюник
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/09/13/33434984_0:12:1391:1056_1920x0_80_0_0_454486f8934c960d8a1d23810c7b5482.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, дорога, новости армения, политика, азербайджан, транспорт, сюник
армения, дорога, новости армения, политика, азербайджан, транспорт, сюник
До 5% иранских водителей продолжают платить "дань" Азербайджану на трассе Горис-Капан
18:40 29.01.2022 (обновлено: 20:19 29.01.2022) Альтернативная дорога Капан-Татев (в обход прежней Горис-Капан, частично контролируемой азербайджанскими ВС) пока далека от "совершенства" и некоторые водители из Ирана предпочитают платить азербайджанским таможенникам, но доезжать до места по удобной дороге.
После
отвода армянских сил в Сюнике в декабре 2020 года, азербайджанские силовики (военные, пограничники, полиция) взяли контроль над 21-километрым участком дороги Горис-Капан – основная магистраль, связывающая Иран и Армению.
На первом этапе проблем с проездом армянских и иранских машин не было (да и азербайджанские служащие появились не сразу). Однако вскоре проблемы возникли.
Прежде чем перейти к проблематике, кратко представим предысторию сложившейся ситуации.
Еще до войны в июле 2020 года премьер Никол Пашинян
выложил видео со строительства участка дороги Татев-Агвани-Капан, которая должна была стать альтернативой Горис-Капану. Завершение работ изначально планировалось в 2022 году.
Однако война внесла свои коррективы. Ремонтные работы возобновились в 2021 году, их
планировали закончить осенью 2021 года, но проблемы на дороге Горис-Капан начались раньше.
В конце августа азербайджанские силовики
перекрыли Горис-Капан.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян сразу заявил, что действия азербайджанских ВС
противоречат каким-то трехсторонним договоренностям (возможно, устным), достигнутым в прошлом году между Арменией, Россией и Азербайджаном. О каких договоренностях шла речь, до сих пор неясно, подтверждающие это документы не были обнародованы.
А между тем
сотни фур "застряли" в Армении и Иране, были отменены рейсы пассажирских автобусов, курсирующих по маршруту Тегеран-Ереван Тегеран.
Через пару дней дорога была открыта, однако не осталось сомнений - движение по этому пути будет все более проблематичным.
Уже 12 сентября стало известно, что азербайджанские полицейские на дороге Горис-Капан Сюникской области Армении останавливают иранские грузовики для проверки документов и грузов, требуя оплатить проезд. Азербайджанские таможенники
брали с иранских водителей от 130 до 300 долларов в зависимости от груза. Двое дальнобойщиков даже были задержаны (отпустили в октябре).
В ответ армянские профильные ведомства предложили фурам ездить в объезд, только вот дорога Капан-Татев-Шинуайр к тому времени была еще не готова (ремонт продолжался). И фуры не могли проезжать из-за узости дороги. В этом мы
убедились своими глазами. Правительство Армении заявило, что обходная дорога на юге Армении будет готова до конца ноября. А между тем
инциденты на дороге Горис-Капан продолжились.
В начале ноября ситуация ухудшилась. Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян заявил 10 ноября, что ночью Азербайджан установит на дороге таможенные пункты. При этом добавил, что готова альтернативная дорога Капан-Татев, через которую можно поехать как в Горис, так и Ереван. И заверил, что у Армении есть
безопасная альтернатива как для проезда автомобилей, так и перевозки грузов.
В то же время по дороге Горис-Капан армянские машины продолжали ездить, но уже в колоннах, сопровождаемых российскими пограничниками. В скором проезд для армянских машин был полностью закрыт.
Между новой и старой трассой
Постепенно основной поток иранских грузовиков переместился на альтернативную дорогу Капан-Татев-Шинуайр. Большинство водителей не хотят платить дополнительные 130-280 долларов (в зависимости от груза) за каждый проезд через азербайджанский КПП.
И все же часть водителей предпочитает Горис-Капан с учетом узости альтернативной дороги, особенно в районе села Неркин Хотанан и серпантина близ Татева.
Sputnik Армения запросил у таможенной службы данные о числе проезжающих иранских грузовиков через КПП "Мегри". Согласно полученным данным, в последние месяцы число въезжающих из Ирана грузовиков составляет порядка 165-170 машин в день.
Мы обратились также в СНБ Армении (дорогу Горис-Капан контролируют пограничники). Сначала с нами связались, чтобы узнать, в каком виде предоставить запрашиваемые данные, а потом прислали ответ: "СНБ не собирает статистику по запрошенным вами данным".
В Комитете госдоходов у нас запросили дополнительное время. Из полиции также еще не получен ответ.
А пока мы ждали ответы на запросы, председатель Комитета госдоходов республики Рустам Бадасян
заявил, что машины почти перестали ездить по старой дороге Горис-Капан.
За неимением точных данных мы пообщались с жителями населенных пунктов, которые расположены на пути следования грузовиков на трассе Капан-Горис (Воротан, Шурнух, Горис). Так вот, по наблюдениям местных жителей, по этой дороге проезжает порядка 5-8 машин в день․ Некоторые едут по этому пути, так как плохо знакомы с местными дорогами и предпочитают проверенный путь, другие хотят избежать проблем на серпантине (на участке Татев - Чертов мост). Особенно это касается больших и длинных грузовиков, которым сложно развернуться на поворотах.
Таким образом, если сравнить имеющиеся данные, всего по дороге Горис-Капан сейчас проезжает до 5% грузового транспорта из Ирана.
Судьба дороги Горис-Капан
Участок Воротан-Шурнух, являющийся частью дороги Горис- Капан, между тем постепенно приходит в упадок.
В Дорожном департаменте на запрос Sputnik Армения сообщили, что летнее и зимнее обслуживание дороги осуществляет подрядчик.
"Фонд "Дорожный департамент" осуществляет контроль над работами по зимнему и летнему обслуживанию", - сообщили в департаменте.
Дорога Горис-Капан все еще считается "межгосударственной", этот же статус получит участок Капан-Татев.
Со своей стороны отметим, что армянским властям выгодно, чтобы иранские грузовики отказались от маршрута через Горис. Это уменьшит "головную боль" - решит вопрос инцидентов с азербайджанской таможней.
Чтобы сделать альтернативный маршрут более удобным для фур, Ереван строит дорогу Татев-Лцен. Это позволит объехать труднопроходимые перевалы на участке Татев-Алидзор, о которых мы писали выше.
Министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян
сообщил Sputnik Армения, что асфальтирование дороги Татев-Лцен завершится к осени 2022 года.
Кроме того, в рамках трассы "Север-Юг" планируется строительство еще одного объездного пути – Сисиан-Каджаран, что резко сократит путь до Ирана. Но с учетом
нынешних темпов строительства, говорить о скорой реализации проекта не приходится.
Таким образом, в скором времени межгосударственная трасса Горис-Капан фактически превратится в межобщинную и, можно предположить, что с учетом существующих проблем придет в запустение.
Причем в упадок придет не только дорога, но и частично изолированные населенные пункты Шурнух (разделенный на две части), Воротан и Барцраван, расположенные в этой части и столкнувшиеся с острейшими проблемами безопасности.