Турецкие беспилотники в азербайджанской "упаковке": что делать Армении?

CC BY-SA 4.0 / Talha Işık / Bayraktar Akıncı SİHA (UAV) Teknofest 2019 (cropped and resized)Беспилотник Bayraktar Akıncı
Беспилотник Bayraktar Akıncı - Sputnik Армения, 1920, 11.02.2022
Подписаться
Беспрецедентное военно-политическое сближение Баку и Анкары постепенно получает новые измерения, теперь в виде открытия производства больших дронов.
ЕРЕВАН, 11 фев — Sputnik, Ашот Сафарян. Планы Турции наладить производство своих беспилотников Akinci в Азербайджане станут еще одним шагом на пути дальнейшего сращения армии и военно-промышленного комплекса двух государств. Ранее о локализации заявлял технический директор компании Baykar, зять турецкого президента Сельджук Байрактар.
Компания Baykar, как известно, производит БПЛА Bayraktar TB2, которые Баку активно применял против армянской армии в Нагорном Карабахе. Что касается Akinci, то его боевые возможности кратно превосходят аналогичные параметры предшественника. Но об этом чуть позже.
Говорить о полноценной локализации производства этих ударно-разведывательных дронов в Азербайджане, конечно, не приходится. Турция сама импортирует очень многие комплектующие для этих машин, основные поставщики деталей – страны НАТО. Двигатели же турки закупают на Украине. В лучшем случае на территории Азербайджана может быть налажена частичная сборка боевых дронов.
Исходя из этого, больше всего в данной истории нужно рассматривать военно-политический фактор. Последние несколько лет ознаменовались беспрецедентным сближением Анкары и Баку, эта близость наглядно проявилась в период 44-дневной войны, когда турецкие инструкторы фактически координировали действия ВС Азербайджана вплоть до батальонного уровня. К сожалению, не без помощи самих армян турецкие "Байрактары" сделали себе весьма неплохой маркетинг на войне 2020 года. С этой точки зрения идея наладить сборку Akinci в Азербайджане сейчас выглядит весьма заманчивой, так как выводит на новый уровень кооперацию двух стран.
Беспилотник - Sputnik Армения, 1920, 16.01.2022
Нужно разрабатывать и БПЛА, и средства борьбы с ними: эксперт о выпуске дронов в Армении
Как отмечалось выше, в сравнении с "Байрактарами" новые беспилотники - куда более грозные противники. Они вооружены различными типами бомб и управляемых высокоточных ракет. Среди них выделяются крылатые ракеты SOM турецкого производства, дальность поражения которых, согласно информации из открытых источников, составляет более 200 километров. Это очень большая цифра для беспилотника. По сути Азербайджан может получить летательный аппарат, способный нести вооружение, сопоставимое по дальности с оперативно-тактическими ракетами. Да, мощь турецкого боеприпаса не идет в сравнение с ракетами ОТРК Lora или тех же РСЗО "Полонез", но он выигрывает в дешевизне, что позволит его массово применять в случае гипотетического конфликта. Бороться с этими дронами и его боеприпасами силами одних наземных ПВО бессмысленно.
По мнению военного аналитика Нарека Нерсисяна, Армении есть над чем задуматься в условиях постоянного наращивания противником своей беспилотной авиации. В интервью Sputnik Армения он заявил, что необходимо в корне пересмотреть военно-промышленную доктрину в первую очередь, изменить нормативные акты, регулирующие сферу. Нужно также выделить систему военных закупок от министерства обороны и превратить в отдельно функционирующий блок. Причем сделать все это в крайне сжатые сроки.
"Но о каких реформах может идти речь, если у нас до сих пор нет даже председателя военно-промышленного комитета (орган действует в составе министерства высокотехнологичной промышленности – ред.). Да, есть исполняющий обязанности, но у него должны быть заместители, их нет, как нет и концепции развития ВПК вообще", - говорит Нерсисян.
Для него непонятно также, насколько конкурентоспособны те образцы беспилотников, которые сейчас производятся в Армении, и о которых говорил недавно министр высокотехнологичной промышленности Ваагн Хачатрян.
Последний, к слову, в скором времени может стать президентом, его кандидатуру ранее предложил правящий "Гражданский договор". Кто придет ему на смену, пока неизвестно, а значит теоретически можно предположить, что сферу ВПК продолжит некоторое время "лихорадить".
"Стоит положительно оценивать то, что делают армянские инженеры и промышленники. Но важно понять, насколько они способны конкурировать с противником. Азербайджан закупает эффективные навигационные системы турецкого производства. Ко всему этому сейчас еще и добавляется производство Akinci на азербайджанской территории. Это многофункциональные, тяжелые ударные БПЛА большого радиуса действия. Что мы этому противопоставим? Нужно об этом думать", - считает наш собеседник.
Наиболее эффективным способом борьбы с такими машинами является, пожалуй, превентивный удар по пунктам базирования и управления, в первую очередь силами пилотируемой авиации. И здесь, по мнению Нерсисяна, вновь актуализируется развитие истребительной авиации в Армении и продолжение поставок пресловутых Су-30СМ. Для эксперта непонятно, почему процесс закупок самолетов застопорился после поставок четырех машин.
Как известно, в самом начале сделки по Су-30СМ Армения планировала приобрести у России 12 самолетов. Первая "четверка" прибыла в конце 2019 года, затем была 44-дневная война, после чего в обществе начались многочисленные дискуссии об их пользе. С тех пор вопрос дальнейших закупок остался висеть в воздухе.
"Быть может, наши власти начали сомневаться в эффективности Су-30СМ, не знаю. Но я считаю, что они нам нужны. Более того, мы в перспективе должны задуматься и над закупкой более легких истребителей", - отметил он.
Нерсисян напомнил, что тот же Азербайджан, например, хочет вложиться в проекты модернизации штурмовиков Су-25 на территории соседней Грузии. То есть можно заметить, что противник параллельно развитию беспилотной авиации не забывает и об авиации пилотируемой.
Лента новостей
0