https://am.sputniknews.ru/20220223/chem-baku-meshayut-armyanskie-nadpisi-i-mozhno-li-prikryvatsya-udinami-poyasnyaet-an-armenii-39032020.html
Чем Баку мешают армянские надписи и можно ли прикрываться удинами –поясняет АН Армении
Чем Баку мешают армянские надписи и можно ли прикрываться удинами –поясняет АН Армении
Sputnik Армения
Настенные надписи подделать попросту невозможно по причинам, известным любому историку. Прикрываться же удинами – цинизм, так как насильственная исламизация и... 23.02.2022, Sputnik Армения
2022-02-23T23:46+0400
2022-02-23T23:46+0400
2023-07-12T15:13+0400
нагорный карабах
азербайджан
новости армения
академия
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e4/0b/19/25496154_0:0:1600:901_1920x0_80_0_0_3e67aa1f8e61e39ebacecb1470922ad0.jpg
ЕРЕВАН, 23 фев – Sputnik. Христианские памятники исторического Арцаха изучаются специалистами больше века и их происхождение никогда не вызывало вопросов, кроме как у дилетантов, пытающихся исказить историю. Об этом говорится в заявлении Академии наук Армении в связи с заявлением властей Азербайджана о создании так называемой рабочей группы по "изучению" храмов Карабаха, которая готовится уничтожить "фальшивые надписи, добавленные армянами на албанских христианских памятниках".ЮНЕСКО работает над отправкой независимой миссии в Нагорный Карабах>>Храмы и монастырские комплексы Амарас, Дадиванк, Гандзасар, Хатраванк, Гтчаванк, храм Казанчецоц в Шуши являются ключевой и неотъемлемой частью армянской архитектуры. Своей композицией и орнаментами они неразрывно связны с храмовыми строениями в областях Сюник и Айрарат, что подтвердили и зарубежные исследователи армянской средневековой архитектуры Жан-Мишель Тьерри (Франция), Паоло Кунео (Италия) и другие.Поскольку архитектура и надписи никоим образом не позволяют назвать эти храмы албанскими, был избран путь уничтожения этих надписей."Тем более, что опыт уничтожения армянского культурного наследия в Нахичевани у Азербайджана уже есть", - говорится в заявлении.Аргументы азербайджанских "специалистов" несостоятельны с научной точки зрения хотя бы по следующей причине: даже если условно принять, что эти надписи появились позже, то и они составляют неотъемлемую часть истории памятника, и их уничтожение – это культурный вандализм. На самом же деле на памятниках в Карабахе невозможно найти ни одной подложной надписи, стилизованной под грабар (древнеармянский) того времени. Международный опыт располагает множеством средств для мгновенного выявления таких подделок, но ничего подобного в Карабахе обнаружено не было.Более того, известно, что в средневековые тексты (будь то надписи на стенах или рукописи), даже если они делались на каноническом языке, неизбежно проникали местные диалектизмы. В настенных надписях очевидны элементы арцахского диалекта, в то время как следы предполагаемого албанского отыскать невозможно.О подлинности надписей свидетельствует и места на стенах, где они делались: при освящении церкви надписи наносились в строго определенных местах, и позднейшие надписи (если бы таковые и были) пришлось бы делать в другом месте. Между тем, их расположение также свидетельствует об их подлинности. Это подтверждают надписи не только при основании храма, но и при его перестройках, а также получении даров для храма от мирских покровителей. Наконец, факты, отраженные в надписях, сочетаются с текстами сотен средневековых рукописей Арцаха, сделанных примерно в то же время.Уничтожение надписей представляется международному сообществу как попытка восстановления религиозных прав удинского народа, который сейчас живет (а вернее, выживает) в Азербайджане на правах политического заложника. Тем более странно, что в риторике Азербайджана о Кавказской Албании центральное место отводится удинам – народу, который в последние 200 лет подвергался тяжелейшим преследованиям. Политика их насильственной исламизации в 18-19-х веках привела к почти полному уничтожению наследников культуры Кавказской Албании, подчеркивается в заявлении.Жителей 43 албанских сел – в Нухи, Шеки, Габале (прежний Куткашен) - тюркоязычные азербайджанцы в 1918-20 годах подвергли массовым гонениям и выселению. Жители последних удинских сел – Вардашен, Мирзабейлу, Султан-Нухи, Джорурлу, были вынуждены покинуть родину, где жили столетиями. Теперь их именем Азербайджан хочет восстановить историческую справедливость.Академия наук Армении напоминает, что Нарский документ о подлинности (The Nara Document on Authenticity) предполагает признание основополагающих принципов ЮНЕСКО, по которому ответственность за сохранение памятников культуры предписывается той общине, которая их создала. Как отмечается в преамбуле к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей и подтверждено в руководстве ЮНЕСКО для военнослужащих по защите культурных ценностей 2016 года, в случае вооруженного конфликта памятники культуры должны сохраняться, как незаменимая часть идентичности всего человечества.
https://am.sputniknews.ru/20220210/mid-armenii-prokommentiroval-predstoyaschiy-vizit-missii-yunesko-38532673.html
азербайджан
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e4/0b/19/25496154_89:0:1521:1074_1920x0_80_0_0_ca026f5d5f5c9678a273c63f424b960b.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
нагорный карабах, азербайджан, новости армения, академия
нагорный карабах, азербайджан, новости армения, академия
Чем Баку мешают армянские надписи и можно ли прикрываться удинами –поясняет АН Армении
23:46 23.02.2022 (обновлено: 15:13 12.07.2023) Настенные надписи подделать попросту невозможно по причинам, известным любому историку. Прикрываться же удинами – цинизм, так как насильственная исламизация и погромы довели этот народ почти до полного исчезновения.
ЕРЕВАН, 23 фев – Sputnik. Христианские памятники исторического Арцаха изучаются специалистами больше века и их происхождение никогда не вызывало вопросов, кроме как у дилетантов, пытающихся исказить историю. Об этом говорится в заявлении Академии наук Армении в связи с заявлением властей Азербайджана о создании так называемой рабочей группы по "изучению" храмов Карабаха, которая готовится уничтожить "фальшивые надписи, добавленные армянами на албанских христианских памятниках".
Храмы и монастырские комплексы Амарас, Дадиванк, Гандзасар, Хатраванк, Гтчаванк, храм Казанчецоц в Шуши являются ключевой и неотъемлемой частью армянской архитектуры. Своей композицией и орнаментами они неразрывно связны с храмовыми строениями в областях Сюник и Айрарат, что подтвердили и зарубежные исследователи армянской средневековой архитектуры Жан-Мишель Тьерри (Франция), Паоло Кунео (Италия) и другие.
Поскольку архитектура и надписи никоим образом не позволяют назвать эти храмы албанскими, был избран путь уничтожения этих надписей.
"Тем более, что опыт уничтожения армянского культурного наследия в Нахичевани у Азербайджана уже есть", - говорится в заявлении.
Аргументы азербайджанских "специалистов" несостоятельны с научной точки зрения хотя бы по следующей причине: даже если условно принять, что эти надписи появились позже, то и они составляют неотъемлемую часть истории памятника, и их уничтожение – это культурный вандализм. На самом же деле на памятниках в Карабахе невозможно найти ни одной подложной надписи, стилизованной под грабар (древнеармянский) того времени. Международный опыт располагает множеством средств для мгновенного выявления таких подделок, но ничего подобного в Карабахе обнаружено не было.
Более того, известно, что в средневековые тексты (будь то надписи на стенах или рукописи), даже если они делались на каноническом языке, неизбежно проникали местные диалектизмы. В настенных надписях очевидны элементы арцахского диалекта, в то время как следы предполагаемого албанского отыскать невозможно.
О подлинности надписей свидетельствует и места на стенах, где они делались: при освящении церкви надписи наносились в строго определенных местах, и позднейшие надписи (если бы таковые и были) пришлось бы делать в другом месте. Между тем, их расположение также свидетельствует об их подлинности. Это подтверждают надписи не только при основании храма, но и при его перестройках, а также получении даров для храма от мирских покровителей. Наконец, факты, отраженные в надписях, сочетаются с текстами сотен средневековых рукописей Арцаха, сделанных примерно в то же время.
"Если даже на нынешней оккупированной территории Карабаха будет сделана попытка уничтожения храмов, то, так или иначе, реальные фотографии и замеры этих памятников с переводами на русский и другие языки останутся обвинением в культурном геноциде Азербайджана", — говорится в заявлении.
Уничтожение надписей представляется международному сообществу как попытка восстановления религиозных прав удинского народа, который сейчас живет (а вернее, выживает) в Азербайджане на правах политического заложника. Тем более странно, что в риторике Азербайджана о Кавказской Албании центральное место отводится удинам – народу, который в последние 200 лет подвергался тяжелейшим преследованиям. Политика их насильственной исламизации в 18-19-х веках привела к почти полному уничтожению наследников культуры Кавказской Албании, подчеркивается в заявлении.
Жителей 43 албанских сел – в Нухи, Шеки, Габале (прежний Куткашен) - тюркоязычные азербайджанцы в 1918-20 годах подвергли массовым гонениям и выселению. Жители последних удинских сел – Вардашен, Мирзабейлу, Султан-Нухи, Джорурлу, были вынуждены покинуть родину, где жили столетиями. Теперь их именем Азербайджан хочет восстановить историческую справедливость.
Академия наук Армении напоминает, что Нарский документ о подлинности (The Nara Document on Authenticity) предполагает признание основополагающих принципов ЮНЕСКО, по которому ответственность за сохранение памятников культуры предписывается той общине, которая их создала. Как отмечается в преамбуле к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей и подтверждено в руководстве ЮНЕСКО для военнослужащих по защите культурных ценностей 2016 года, в случае вооруженного конфликта памятники культуры должны сохраняться, как незаменимая часть идентичности всего человечества.