Давид Сасунский, Илья Муромец и другие: что связывает героев сказаний армян и русских

© Sputnik / Asatur YesayantsПамятник Давиду Сасунскому
Памятник Давиду Сасунскому - Sputnik Армения, 1920, 20.03.2022
Подписаться
Уникальные памятники национального и мирового эпического наследия – "Давид Сасунский" и русские былины - были созданы практически в одно время, отразили исторические события, воспринятые и пересказанные народом.
Общая христианская вера, тесные исторические, экономические и культурные связи, дружба и сотрудничество - это (и многое другое) на протяжении долгих веков связывает армянский и русский народы. О более древних связях двух народов свидетельствуют и некоторые подробности их сказаний и былин, в которых еще академик Н.Марр заметил определенные переклички и сходство.
Уникальные памятники мирового эпического наследия – "Давид Сасунский" и русские былины были созданы практически в одно время и стали отражением исторических событий, пересказанных народом. И надо сказать, что в них много общих мотивов.

Схожие мотивы

Например, богатыри обретают свою мощь из волшебных источников, дарующих силу, купаются в них. В армянском средневековом эпосе "Давид Сасунский" (иначе "Сасна црер" - "Неистовые сасунцы") братья-близнецы Санасар и Багдасар были зачаты их матерью Цовинар от выпитых ею двух пригоршней пресной воды из родника Катнахпюр ("Молочный родник", что не может не напомнить о "молочных реках с кисельными берегами" русских сказок). От полной пригоршни родился Санасар, во всем превосходящий своего брата, от неполной (из-за того, что иссяк источник) — Багдасар.
А русский богатырь Илья Муромец, пролежавший на печи 33 года и 3 месяца без движения, излечился и обрел богатырскую силу, испив три раза волшебной водицы из чаши. Нельзя не вспомнить и "живую и мертвую воду" - важный волшебный элемент воскрешения и "улучшения" героев из русских сказок. Есть переклички и в "биографиях" русского богатыря Святогора и Мгера Младшего — единственного сына Давида Сасунского.
Согласно сказаниям, Святогор уходит из жизни либо обращаясь в каменную скалу, либо ложась в каменный гроб. Мгер-младший же уходит из этого мира, когда его перестает держать земля. Мгер отправляется к озеру Ван, на берегу которого стоит Ворон-утес. Ударив в скалу мечом, Мгер входит вместе с конем Джалали в расселину, образовавшуюся от его удара. Расселина закрывается, Мгер оказывается запертым в этой пещере, и должен оставаться там до тех пор, пока в мире не воцарятся мир и справедливость. А вот отец Мгера, центральный герой армянского эпоса Давид Сасунский, обладающий неимоверной силой, как и русский былинный богатырь Вольга Святославович, бороздил землю громадным плугом.

У армянских и русских героев на первом месте - Родина

Знаток русской литературы, руководитель ванадзорского филиала общественной организации "Друзья России" Гагик Амирян рассказал Sputnik Армения, что единство и взаимное проникновение, которые есть у армян и русских, связано с глубокими и древними отношениями, отраженными также в древних русских сказаниях и былинах.
"Общность эпических традиций в древних сказаниях армян и русских в целом проникнуты идеалами возвышения добра и защиты государства от врагов. Сходств и самобытности в эпических сказаниях наших народов много, но основное и архиважное - преданность и любовь к Родине. Герои ошибаются, сердятся, обижаются, но нет ничего важнее отечества. Это одна из самых ярких черт армянского и русского эпоса, яркое проявление национального своеобразия эпического творчества армянского и русского народов. Где опять же на первом месте Родина и нет ничего важнее нее", - отмечает Гагик Амирян.
Он также подчеркивает, что женский образ в армянском эпосе и русских былинах также играет важную роль: он ярок и многогранен и, в большинстве своем женщина- это патриот, умный, влиятельный, достойный, верный и преданный человек.

Они люди - не боги: что роднит и чем отличаются герои русских былин и армянского эпоса

По убеждению Гагика Амиряна, все титульные герои обладают невероятной силой, и в то же время ничто человеческое им не чуждо. Они просты, они люди, а не боги. Они обыкновенны. Нет снобизма, нет пижонства, нет надменности, нет бездушия. Но они очень сильны. Их не победить. Вот какие качества он выделяет.
"Русский и армянский народный эпосы насквозь проникнуты христианско-мифологическим содержанием. Это говорит о том, насколько сильно переплетение язычества и христианства у русского и армянского народов. Отличие же - в чисто иерархическом положении героев. В армянском эпосе герои - лидеры-цари, а в русских былинах они простые люди, редко военные или дворяне. В армянском эпосе в каждой главе богатырь-герой является стержнем повествования, но он одинок.
А в русских былинах таких много, и сказосоставляющий герой-богатырь не один. У богатырей есть войско (дружина). Богатыри в русских былинах не одиноки. У них есть друзья-богатыри. Но вот в армянском эпосе, скажем, Давид - один выходит против огромного вражеского войска. По правде, мне это очень не нравится. А где народ? Все смотрят на одного человека. Одолеет ли? Одолел! Ну, значит, молодец. А чем же заняты все остальные? Наблюдают! Или уход Мгера в скалу. Герой обижен на злой мир. Запирается в скалу, выставляя ультиматум: мол, выйду тогда, когда зерно будет величиною с орех. Это что за философия такая? Думаю, что эпосы в какой-то мере определяют также духовную настроенность, некую психологию, мировоззрение народа.

Святогор может быть армянином

В былине "Илья Муромец и Святогор", рассказывающей о встрече этих двух богатырей, есть упоминание о том, как они побратались, обменялись золотыми крестами и отправились к горе Арарат. Есть ведь версия, что Святогор был родом с гор Араратских (то есть с Армянского нагорья) и назван именно в их честь, так как в одном из эпизодов былины Святогор везет Муромца на Святые горы и знакомит его со своим слепым отцом.
"И поехали они да не в чисто поле, А поехали они да по святым горам, По святым горам да Араратскиим".
Что интересно, по Святой Руси Святогор ступать не мог, поскольку "не носила его да мать сыра-земля" и ему было позволено ездить "лишь по горам да по высоким, да по щелейкам, да по толстыим".
По мнению Амиряна, это упоминание может иметь под собой почву.
"Какими-то изысканиями я не занимался, специально тему не исследовал и говорю то, что я знаю. Не более того. Но я считаю, может и ошибаюсь, в этом отношении тема довольна скудна, особенно в русской филологической среде. Русские исследователи отмечают просто горное происхождение Святогора. Но вся логика фабулы былины, где он встречается с Ильей Муромцем, подтверждает армянское происхождение Святогора, который в то же время считает родным русского человека по имени Илья и, именно ему передает, как брат брату, армянин - русскому, свою силу.
Немаловажно в этом отношении чувство братства. Святогор с Ильей едут на Арарат. Святогор знакомит Илью со своим отцом. Что же получается? Получается, что Святогор – армянин? И, когда Святогор предлагает драться, Илья отказывается ,отвечая, что хочет побрататься. Так как не пристало братьям драться", - подытожил Амирян.
Лента новостей
0