"Электрификация" авторынка Армении: какие плюсы и минусы содержит решение ЕЭК

© Sputnik / Aram NersesyanЭлектромобиль
Электромобиль - Sputnik Армения, 1920, 24.03.2022
Подписаться
Приток нескольких тысяч новых машин позитивно отразится на структуре рынка, но так ли выгоден импорт электромобилей в долгосрочной перспективе? Что думают по этому поводу эксперты – в материале Sputnik Армения.
ЕРЕВАН, 24 мар — Sputnik, Ашот Сафарян. Для рынка электромобилей в Армении настают "тучные" времена. Так, по крайней мере, на данном этапе можно оценить решение о выделении республике дополнительных квот на беспошлинный импорт электрокаров в 2022 году.
Как известно, 18 марта на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) были установлены квоты на беспошлинный импорт машин. По части Армении квота в этом году составит 7 тысяч автомобилей, а в 2023 году – 8 тысяч.
Комментируя данное решение, глава Ассоциации официальных представителей автопроизводителей Армении Артем Петросян отметил в комментарии для Sputnik Армения, что льготные условия ввоза электрокаров, безусловно, поспособствуют обновлению автопарка страны, учитывая, что в большинстве своем это относительно новые машины, их средний возраст составляет около 5-7 лет.
Армянский авторынок никогда не отличался особой свежестью машин, эта проблема актуальна до сих пор, соответственно приток нескольких тысяч новых машин окажет некоторое положительное влияние на структуру рынка.
В то же время, официальные дилеры несколько обеспокоены из-за имеющихся рисков. По словам Петросяна, представители ассоциации обратились в Комитет государственных доходов и Министерство экономики с целью понять структуру квот.
Станции для зарядки электромобилей начали выпускать в Армении - детали проекта>>
Дело в том, что теоретически отдельные компании, занимающиеся ввозом машин (речь идет не об официальных дилерах), в основном подержанных, могут договориться и, грубо говоря, поделить между собой установленные квоты. В этом случае официальные дилеры окажутся "аутсайдерами" по целому ряду причин.
"Нужно понимать, что официальные автодилеры не могут ввозить подержанные машины, и они работают в соответствии с производственным графиком. На сборку, производство одного автомобиля уходит пять месяцев. Теперь представим себе ситуацию – клиент заказал машину, пока ее соберут и довезут, пройдет несколько месяцев, и за это время квоты могут попросту закончиться, и за автомобиль придется платить пошлину. Именно в целях исключения подобных ситуаций мы хотим регламентировать структуру квот", - отметил наш собеседник.
Он считает, что, к примеру, можно договориться и установить требование – часть ввезенных по квотам автомобилей должны составить новые машины. Эксперту очевидно, что рынок заполнят в основном подержанными и, следовательно, дешевыми автомобилями. А желающим приобрести новый и относительно дорогостоящий электрокар придется делать "растаможку", если компетентные структуры не захотят упорядочить структуру импорта.
"Да и не нужно думать, что льготный импорт – это только положительный эффект. Мы очень часто забываем, что пошлины, налоги – это новые поступления в госбюджет, это зарплаты, пенсии и т.д. Возможно, несколько тысяч граждан в краткосрочной перспективе получат выгоду в виде сэкономленных на "растаможку" средств, но в целом потеряет государство в виде невыплаченных налогов и сборов", – заметил Петросян.
Глава ассоциации также далек от мысли, что бум электромобилей предполагает одни плюсы и никаких минусов. Пока машины нестарые, эта проблема не столь актуальна, но через несколько лет возникнет необходимость их утилизации, и тогда может выясниться, например, что в Армении нет соответствующих условий. Это особенно актуально для аккумуляторов этих машин, которые содержат множество ядовитых материалов.
Петросян уверен, что эти и другие вопросы рано или поздно придется обсуждать и искать наиболее рациональные решения. Нужно также поразмышлять над тем, как обеспечить необходимые инфраструктуры, подготовить электросети к большому "наплыву" электрокаров.
Электрокары в Армении медленно "захватывают" рынок>>
Решение предоставить Армении квоты на беспошлинный ввоз нескольких тысяч машин поддерживает Карен Дердзян, координатор проекта Plug.am, занимающегося внедрением и развитием сети электрических зарядных станций.
По его словам, данный шаг обусловлен необходимостью поддержать армянский рынок, учитывая экономические трудности, вызванные геополитической турбулентностью.
"К тому же значительная часть автомобилей завозится в битом виде, и их нужно еще отремонтировать. С этой точки зрения льготные условия ввоза автомобилей станут дополнительной финансовой поддержкой тем гражданам, которые решили обновить свой гараж, да и в целом будет способствовать развитию экологически чистого транспорта", - сказал он в интервью Sputnik Армения.
В то же время Дердзян согласился с утверждением, что структуру квот нужно упорядочить. Он считает, что у дилеров, наряду с частными импортерами, должна быть возможность завозить беспошлинные автомобили. 7 тысяч машин для армянского рынка с его 600 тысячами эксплуатируемых машин – это не столь большая цифра, и все хозсубъекты должны получить свой кусок "пирога".
Что касается необходимых условий для эксплуатации электромобилей, то, по его мнению, стремительное развитие соответствующих инфраструктур, появление все новых точек зарядки позволяет рассчитывать, что никаких препятствий в этом смысле у владельцев машин не будет.
Лента новостей
0