Страхи властей, "камедиклабы" жены, "дружба" с турками: Грант Тохатян о сокровенном
08:56 07.04.2022 (обновлено: 16:21 07.04.2022)
© Sputnik / Asatur YesayantsАкция интеллигенции и деятелей культуры с призывом решить вопрос с военнопленными и пропавшими без вести (30 ноября 2020). Еревaн
© Sputnik / Asatur Yesayants
Подписаться
Каким образом изменился армянский театр с приходом нынешних властей, и почему Грант Тохатян не воспринимает юмористическую программу, в которой участвует его супруга? На эти и другие вопросы народный артист ответил в интервью Sputnik Армения.
О самом важном
Самая важная тема на сегодняшний день – наша страна. Ее проблемы не могут оставить кого-то в стороне. В то же время некоторая часть общества не осознает нависшей над нами угрозы. Есть люди, которым кажется будто их хата с краю, но очередь дойдет и до них…
Если думать, что от нас ничего не зависит, то можно просто запереться у себя дома и тихо там сидеть. Вопрос, "что же я в одиночку могу сделать" становится массовым, и тысяча человек повторяет друг за другом одну и ту же мысль, ничего не предпринимая.
Выходя на улицу (имеются в виду митинги оппозиции – ред.), я понимал, что выйти может одна тысяча, две, максимум 10 тысяч человек. Однако это ничего не изменит. Для того, чтобы что-то изменилось на улицы должны выйти по меньшей мере сто тысяч.
Мне проще озвучивать свою позицию со сцены, когда мой голос доносится до аудитории в зале…
"О прошлых и нынешних"
В 90-х, когда у власти были мои ровесники, диалог с ними происходил чаще. К слову, в прошлом не было попыток давать советов, как то: "А не лучше ли не играть этот спектакль?" или "А почему именно эта тема, немного поменяйте". Никогда такого не было. А теперь, при нынешних властях, это есть.
Представители этой власти еще очень молоды. Среди них нет кого-то моего или близких по возрасту. Даже если есть, никоим образом не могу выразить им свое уважение. А говорить с ними о чем-либо считаю бессмысленным.
© Sputnik / Asatur YesayantsГрант Тохатян в гостях радио Sputnik
Грант Тохатян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
В этом смысле, если говорить об одном из моих самых любимых спектаклей – "Назар, Назар до конца", – то ему уже 40 лет. Впервые он был поставлен в 1982 году. И когда нынешняя власть пытается найти сходство между собой и персонажами пьесы – это смешно.
Это произведение Дереника Демирчяна театры всегда обходили стороной, его редко брали в репертуар. Теперь вроде бы свобода слова, но вот, гляди, пьеса, написанная "миллион" лет назад, все же "смущает" нынешнюю политическую элиту.
В 1981 году пьесу одобрил Главлит. Я сказал им (представителям нынешнего руководства – ред.): "Если заметите, что хотя бы в одном месте изменена хоть одна запятая, закройте спектакль, а я попрошу у вас прощения".
Если они до сих пор видят себя в этой пьесе, значит, ничего не изменилось. Все то же самое, и даже еще хуже.
О "дружбе" с Турцией и Азербайджаном
Представьте, что я гуляю по улице с близким мне человеком, который потерял ребенка на 44-дневной войне. И тут мы встречаем так называемого "друга", который и убил этого ребенка. Он или его родственник – не важно. И что я тогда должен сделать? Поприветствовать его?
Сейчас, когда все настолько свежо, говорить о нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией – полный абсурд.
Прошло более 100 лет после Геноцида, но мы не можем простить наших соседей. Если бы сюда приезжали группы туристов из Турции, которые просили прощения и отдавали дань памяти убитых у мемориала Цицернакаберд, может, что-то и изменилось бы…
Конечно, мы живем в одном регионе, и ни мы отсюда никуда не уйдем, ни они. Поэтому нужно найти способ ужиться вместе. Однако сегодня эти соседи делают все, чтобы прогнать меня с моей родины. Так о какой дружбе может идти речь?
Каждый день они делают все, чтобы заставить покинуть мою страну, и Арцах— тоже моя страна. К сожалению, сегодня мы забыли о Нахичевани. Арцах свеж. Пройдет 10-15 лет, мой внук вырастет, и Арцах станет для него тем же, что для моих детей Нахичеван. Если "дружба" предполагает именно это, то такой "дружбы" я не хочу.
Об эмиграции и защите родины
У меня никогда не возникало мысли об эмиграции. Своим детям я не запрещаю, но если они (речь больше о сыновьях, поскольку дочка еще маленькая) разделяют мою точку зрения, то и они понимают, что уехать – легче всего. Сложнее остаться.
Я счастливый отец, поскольку мои сыновья, помимо того, что служили в армянской армии, во время двух последних войн в Карабахе (четырехдневной апрельской и 44-дневной – ред.) были там вместе со мной. В силу своего возраста я был не на передовой. Но мой сын Арам с гордостью носит имя участника специального отряда "5165 Амарас".
В случае чего, снова поеду. Ведь спустя полтора года никаких положительных сдвигов нет. Но в такие минуты примером для тебя служит не руководство страны, а 18-летний защитник родины с горящими глазами.
О Луизе Нерсисян и современных юмористических программах
Времена и реальность изменились. Сегодня в театре сарказм довлеет над юмором. То, что сегодня заставляет людей смеяться – не мой юмор. И это не только у нас. Я не большой поклонник "камедиклабов", такие программы мне не интересны. Есть хорошие актеры и там, и тут, но мне нравится иная форма юмора.
При этом какой жанр выбрать – личное дело каждого. Луиза Нерсисян (жена Тохатяна - ред.) сегодня участвует в "Камеди Вуман" – проекте, абсолютно мне непонятном. Не смотрел, не смотрю и не думаю, что он меня когда-нибудь заинтересует.
Луиза знает о моем отношении, и поэтому дома мы эту тему не затрагиваем, и никогда не было разговоров типа "почему никогда не приходишь, не смотришь". Я очень уважаю такой подход Луизы. Благодаря этому в нашей семье царит мир. Ведь и в моей работе есть вещи, которые она не принимает.
Луиза, естественно, смотрит мои спектакли. И я хожу на ее спектакли. Если быть объективным, я считаю, что Луиза – одна из лучших актрис в стране. Для того, чтобы в этом убедиться, нужно смотреть ее игру в Камерном театре. В телепрограммах и телесериалах она также пытается быть тем, кто она есть.
О сотрудничестве с российскими кинематографистами
У меня всегда была тесная связь с российским кино, еще с 70-х. Те армянские продюсеры, которые сегодня работают в кино или на телевидении в России, а их немало, это то поколение, которое учило армянский по нашим букварям. И когда стартовал проект "Последний из Магикян", в первую очередь вспомнили про меня.
Надеюсь, тесное сотрудничество с братьями Андреасян еще долго будет продолжаться.
Что касается грузинского режиссера Резо Гигинеишвили, то с ним мы очень сложно сходились. Он сказал, что не будет снимать картину, если герой армянин, он хотел непременно грузина. Кое-как проблема была решена, и мы с ним потихоньку начали сближаться, теперь же стали лучшими друзьями.
Теперь Резо говорит: "Ты должен сниматься во всех моих фильмах", а я шучу, что в его фильмах готов сыграть даже табуретку.
© Sputnik / Asatur YesayantsГрант Тохатян в гостях радио Sputnik
Грант Тохатян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
В его фильме "Без границ" изначально должна была быть русская новелла, еврейская, азербайджанская и, конечно же, грузинская. Потом Резо сказал, что очень хочет, чтобы в ленте была также армянская новелла, в который сыграл бы я. Я ответил, что буду очень рад. Прошло некоторое время, были проблемы с финансами и т.д. Однажды мне звонит Резо и говорит, что надо срочно встретиться.
"Мы встретились с азербайджанской стороной, и они сказали, что готовы профинансировать не только азербайджанскую новеллу, но и весь проект, если не будет армянской", — рассказал он.
Я ответил, что это его личное решение и решение компании. Ведь картину они снимают.
"Нет, в дружбе так не бывает. И так не бывает в философии человека. Независимо от отношений армян и грузин. Я отказался. Но, будучи грузином, и я обладаю некоторой хитростью, не такой, как вы, но все же. Я решил снять казахскую новеллу, и дочь Назарбаева все профинансирует", — сказал Резо.
Он так и сделал. Принципиально не стал снимать азербайджанскую новеллу из-за поставленного условия…
Сейчас есть три предложения (из России – ред.), с мая начнутся съемки. Очень рад, что два фильма из трех будут сняты в Армении.