Статус Карабаха оттеснен на второй план: эксперты разочарованы встречей в Брюсселе
23:19 07.04.2022 (обновлено: 14:00 07.12.2022)
© AFP 2024 / FRANCOIS WALSCHAERTSПремьер-министр Армении Никол Пашинян, Президент Европейского Совета Шарль Мишель и президент Азербайджана Ильхам Алиев прибывают для официальной фотографии перед встречей в Европейском Совете (6 апреля 2022). Брюссель
© AFP 2024 / FRANCOIS WALSCHAERTS
Подписаться
Армянские аналитики усмотрели несколько тревожных тенденций в переговорах Пашиняна и Алиева в Брюсселе.
ЕРЕВАН, 7 апр — Sputnik, Ашот Сафарян. Результаты переговоров лидеров Армении, Азербайджана и главы Европейского совета в Брюсселе не внушают оптимизма и вызывают определенную обеспокоенность. Об этом политолог Ерванд Бозоян заявил в интервью Sputnik Армения. Он обратил внимание на то, что в итоговом заявлении главы Евросовета Шарля Мишеля Нагорный Карабах не упоминался вообще, как нет и упоминания Минской группы ОБСЕ.
По словам эксперта, на встрече говорилось о мирном процессе, обсуждался исключительно вопрос демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы.
"Если мы говорим о взаимном признании территориальной целостности, но не говорим об урегулировании карабахского конфликта, о праве на самоопределение, т.е. обо всем том, о чем велись переговоры в прошлом, то это означает, что брюссельская встреча обслуживала повестку Азербайджана", - сказал Бозоян.
По итогам встречи 6 апреля стороны договорились, в частности, до конца апреля создать двустороннюю комиссию по демаркации и делимитации границы. В последующем заявлении главы Европейского совета пояснялось, что речь идет о двусторонней комиссии – рабочей группе с целью решения приграничных вопросов и начала мирных переговоров между Ереваном и Баку. Вопрос Арцаха в тексте заявления не упоминался.
По мнению нашего собеседника, идет крайне опасный процесс для Армении, и то, что в Брюсселе никакого документа подписано не было, еще не означает, что он не будет подписан позже. Однако вся проблема в том, что официальному Баку удалось потеснить на периферию вопрос статуса Нагорного Карабаха и на первый план выдвинуть т.н. "мирный процесс".
"Мирный процесс – это хорошо, конечно, никто не против мира. Но все понимают, что настоящий мир возможен только тогда, когда обе стороны придут к паритетному компромиссу, без ущемления прав одной из сторон. В данном случае очевидно, что ни о каком реальном компромиссе речь не идет, и Армения должна признать "территориальную целостность" Азербайджана с Арцахом в его составе", - добавил Бозоян.
В итоге красной линией армянской стороны стала территориальная целостность самой Республики Армения, вопрос Арцаха фактически предан забвению.
Справедливости ради нужно отметить, что в четверг на заседании правительства премьер Никол Пашинян, говоря об итогах брюссельской встречи, заявил, что вопрос статуса должен стать предметом переговоров, и для армянской стороны принципиальное значение имеет безопасность народа Нагорного Карабаха.
Аналитик центра "Айацк" Анна Карапетян, между тем, считает заявления премьера неубедительными. По ее мнению, армянские власти пытаются создать впечатление, будто вопросы статуса Арцаха находятся в центре их внимания и ставятся в основу переговорного процесса.
"На самом деле важны формулировки. Власти говорят о "безопасности народа Нагорного Карабаха", а не о "безопасности Нагорного Карабаха" как субъекта, объединения. Но ведь словосочетание "безопасность народа Нагорного Карабаха" может предполагать и какие-то гарантии со стороны Баку для этого народа при условии нахождения его в составе Азербайджана", - сказала Карапетян в интервью Sputnik Армения.
Такое положение вещей не способно застраховать от повторения ситуации, которая некогда уже привела к возникновению Карабахского движения. Иными словами, возникла угроза "скатывания" Арцаха на десятки лет назад.
К тому же, по словам аналитика, само обсуждение статуса Арцаха еще не означает его самоопределения. Автономия в составе Азербайджана – тоже статус.
Для армянской стороны принципиальным вопросом всегда было самоопределение народа Арцаха, и статус имел и имеет принципиальное значение именно сквозь призму этого самоопределения.
С точки зрения политолога, реальной гарантией безопасности было бы признание Азербайджаном любого решения, которое путем свободного волеизъявления принял бы народ Нагорного Карабаха.
Касаясь договоренности о создании двусторонней комиссии по делимитации границы, Карапетян предположила, что ЕС пытается активизировать свою посредническую роль и параллельно снизить роль России в этом процессе.
Как известно, изначально вопрос комиссии по делимитации обсуждался при российском посредничестве, более того, он был зафиксирован в сочинском заявлении лидеров Армении, Азербайджана и России в ноябре 2021 года.
"Евросоюз пытается создать новый формат, в котором переговоры будут идти при его посредничестве. Об этом косвенно свидетельствует хотя бы тот факт, что в заявлении Мишеля не упоминаются трехсторонние договоренности 11 января и 26 ноября 2021 года", - говорит Карапетян.
Для нее очевидна попытка увести процесс в орбиту влияния ЕС. По убеждению эксперта, действия ЕС также вытесняют Минский формат из процесса переговоров.