Армянский Сюник получает особую значимость для Ирана и Евросоюза – эксперт назвал причину

© Sputnik / Andranik GhazaryanСело Барцраван, Сюникская область
Село Барцраван, Сюникская область - Sputnik Армения, 1920, 15.04.2022
Подписаться
По мнению Гранта Микаеляна, никакие инвестиции не способны решить проблемы безопасности южного региона Армении.
ЕРЕВАН, 15 апр — Sputnik. Интерес западных структур к Сюникской области Армении, демонстрируемый в последнее время, преследует несколько задач геополитического и экономического характера, считает эксперт Института Кавказа Грант Микаелян.
Еще в прошлом году Евросоюз принял решение о выделении Армении гранта в 2,6 миллиарда евро, часть из которых пойдет на развитие Сюника. В эти же дни в самом южном регионе Армении, граничащем с Ираном, побывали глава делегации ЕС в Армении, посол Литвы, постоянный координатор ООН в Ереване. Они провели встречи с различными местными организациями, обсуждая вопросы социального развития региона, гендерного равенства, проблемы занятости женщин и т.д.
Сюникская область - это южные ворота Армении, она к тому же обеспечивает единственный не зависимый от Турции и Азербайджана сухопутный доступ на европейские рынки для Исламской республики и ряда других азиатских стран.
По словам эксперта, ЕС сейчас весьма заинтересован в налаживании экономического сотрудничества с Ираном, активно обсуждается вопрос снятия санкций с ИРИ. На этом фоне и европейцам, и иранцам нужны транспортные артерии. А по Сюнику, как известно, проходит сухопутная магистраль "Север-Юг", способная соединить Персидский залив с Черным морем. С этой точки зрения интерес европейцев к армянской области весьма логичен. Этот же интерес есть со стороны самих иранцев.
"Мы видели заявление Корпуса стражей исламской революции о незыблемости границ в регионе, о том, что изменение этих границы – это красная линия для Ирана. Мы видим со стороны Ирана готовность препятствовать азербайджанским поползновениям на Сюник", - сказал Микаелян в интервью Sputnik Армения.
Он считает, что интересы Евросоюза и Ирана в Сюнике взаимообусловлены. И как это ни парадоксально, в данном случае Иран действует комплементарно больше с Западом, нежели с Россией. Последняя в вопросе Сюника ограничивается формальными и неформальными обязательства в сфере безопасности, но без какой-либо публичной позиции.
В то же время наш собеседник отмечает, что европейские инвестиции, европейские деньги сами по себе не гарантируют безопасность южного региона Армении от турецко-азербайджанских поползновений. Конечно, многое зависит от глубины проникновения в Сюник европейских структур, но в данный момент эта глубина небольшая. В любом случае никакие инвестиции, никакая "мягка сила" без силы грубой, то бишь военной, гарантировать безопасность в прямом смысле слова не могут, говорит Микаелян.
Угрозы Сюнику становятся более осязаемыми на фоне процессов вокруг Нагорного Карабаха. Гипотетическая потеря Арцаха лишь оголит потенциальный фронт в Сюнике. А между тем, любые инвестиции эффективно работают в предсказуемой среде. Если этой среды нет, а в Сюнике его нет, то можно говорить о политически обусловленных инвестициях, что сейчас со стороны Евросоюза и делается.
Микаелян убежден, что безопасность и стабильное развитие Сюника невозможно представить без тесного взаимодействия Армении со всеми, без исключения, внешними партнерами. Иными словами, никакие европейские деньги не могут там "работать" без устойчивой системы безопасности, которую в данном случае обеспечивает российское присутствие. Такой комплементаризм требует от армянских властей определенного умения и компетенций.
Не будем преувеличением сказать, что Сюникская область после 44-дневной войны обрела особое значение с точки зрения региональной стратегии и безопасности, а также дальнейшего существования Армении, как международного субъекта. Это единственный заслон, преграда перед турецкой экспансией.
Южная область Армении - это как кость в горле Турции и Азербайджана в их стремлении соединиться сухопутным коридором. Именно поэтому после окончания боевых действий Анкара и Баку активно продвигают нарратив о т.н. "Зангезурском коридоре". Азербайджан любой ценой хочет "пробить" путь в свою Нахичеванскую автономию, представляющую собой эксклав. И так как этот эксклав граничит с Турцией, то сухопутный коридор из азербайджанской "метрополии" в Нахичевань будет означать связь с Турцией. Это пытаются не допустить ни Армения, ни Иран. Входит ли в планы европейцев недопущение такого сценария, сказать пока сложно.
Лента новостей
0