https://am.sputniknews.ru/20220518/pochemu-probuksovyvaet-vzaimodeystvie--armenii-i-irana-v-sfere-energetiki----mnenie-ekspert-42198548.html
Почему пробуксовывает взаимодействие Армении и Ирана в сфере энергетики - мнение эксперта
Почему пробуксовывает взаимодействие Армении и Ирана в сфере энергетики - мнение эксперта
Sputnik Армения
Сотрудничество в сфере энергетики эксперт считает одним из наиболее перспективных направлений взаимодействия между Арменией и Ираном. 18.05.2022, Sputnik Армения
2022-05-18T23:38+0400
2022-05-18T23:38+0400
2023-08-04T18:50+0400
иран
армения
новости армения
экономика
энергетика
армяно-иранское сотрудничество
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e6/04/0b/40772353_0:64:1600:965_1920x0_80_0_0_344da96f1ed0875a555e0feeb41d02dc.jpg
ЕРЕВАН, 18 мая - Sputnik. Несмотря на постоянные заявления о высоком уровне армяно-иранских отношений, де-факто наблюдается парализованное состояние как на уровне отдельных проектов, так и практически по всем направлениям экономического сотрудничества. Такое мнение выразил Sputnik Армения руководитель общественной организации "Институт энергетической безопасности" Ваге Давтян.На днях министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян совершил рабочий визит в Иран. В ходе встречи с министром нефти Ирана Джавадом Оджи армянская сторона представила предложения по новому формату договора о поставках газа в обмен на электричество.Давтян считает, что поставки в Армению газа в обмен на электричество, которые осуществляются с 2007 года - это одно из наиболее удачных направлений армяно-иранского сотрудничества. Между тем он видит не до конца раскрытый потенциал в плане наращивания объемов импорта иранского газа. По его словам, в Армению из Ирана в лучшем случае поставляется 450-500 млн. кубометров газа в год при том, что мощность трубопровода составляет порядка 2,3 млрд. кубометров газа. ЛЭП из Армении в Иран и Грузию: что изменилось в сроках реализации проекта "Север-Юг">>Что касается экспорта электроэнергии, то здесь имеются определенные проблемы, в частности, связанные со строительством третьей высоковольтной линии Армения-Иран, отмечает Давтян. Он напоминает, что этот проект должен был быть реализован еще в 2019 году, потом в 2020 году по причине коронавируса и войны снова не был доведен до завершения. После действующие власти заявляли о том, что проект будет завершен в 2021 году. Теперь сроки сместились на 2024-2025 гг.По его мнению, армяно-иранский диалог в сфере энергетики должен быть продолжен, особенно в свете проекта "Север-Юг", который всегда была созвучен транспортным и энергетическим интересам Армении.Комментируя активизировавшиеся в последнее время разговоры о возможном строительстве нефтеперерабатывающего завода на армяно-иранской границе, Давтян отметил, что на самом деле НПЗ на юге Армении проектировался еще в советские времена, в 1960-е годы. Были проведены некоторые исследования. Однако, до революции конца 1970-х Иран находился в нефтяной зависимости от США. Тогда Иран отказался от этого проекта и предпочел углублять связи с США, сказал собеседник Sputnik Армения.После развала СССР и энергетического кризиса в Армении 1990-х в начале 2000-х проект НПЗ снова был включен в повестку, но так и не был реализован. Значительную роль в данном вопросе сыграл фактор антииранских санкций. А с другой стороны, повлияла геополитическая позиция Грузии в отношении Ирана, говорит эксперт.Он также подчеркнул, что подобный проект должен иметь региональное значение. В частности, изначально подразумевалась транспортировка по топливопроводу, автомобильным или ж/д транспортом в Грузию, а уже оттуда – в третьи страны. В то же время проект нельзя рассматривать как перспективный, если НПЗ будет снабжать горючим только Армению.Учитывая, что в Армении последние 20 лет ведутся масштабные работы по газификации, метан также начал активно использоваться в качестве автомобильного топлива, а в создавшихся условиях потребление бензина в республике едва достигает 200-250 тыс. тонн в год, реализация столь крупного инфраструктурного проекта не могла быть экономически оправданной.
иран
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e6/04/0b/40772353_0:0:1424:1068_1920x0_80_0_0_38b8a494387e8387b57a7841a1c93ec6.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
иран, армения, новости армения, экономика, энергетика, армяно-иранское сотрудничество
иран, армения, новости армения, экономика, энергетика, армяно-иранское сотрудничество
Почему пробуксовывает взаимодействие Армении и Ирана в сфере энергетики - мнение эксперта
23:38 18.05.2022 (обновлено: 18:50 04.08.2023) Сотрудничество в сфере энергетики эксперт считает одним из наиболее перспективных направлений взаимодействия между Арменией и Ираном.
ЕРЕВАН, 18 мая - Sputnik. Несмотря на постоянные заявления о высоком уровне армяно-иранских отношений, де-факто наблюдается парализованное состояние как на уровне отдельных проектов, так и практически по всем направлениям экономического сотрудничества. Такое мнение выразил
Sputnik Армения руководитель общественной организации "Институт энергетической безопасности" Ваге Давтян.
На днях министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян совершил рабочий визит в Иран. В ходе встречи с министром нефти Ирана Джавадом Оджи армянская сторона
представила предложения по новому формату договора о поставках газа в обмен на электричество.
Давтян считает, что поставки в
Армению газа в обмен на электричество, которые осуществляются с 2007 года - это одно из наиболее удачных направлений армяно-иранского сотрудничества. Между тем он видит не до конца раскрытый потенциал в плане наращивания объемов импорта иранского газа.
По его словам, в Армению из Ирана в лучшем случае поставляется 450-500 млн. кубометров газа в год при том, что мощность трубопровода составляет порядка 2,3 млрд. кубометров газа.
Что касается экспорта электроэнергии, то здесь имеются определенные проблемы, в частности, связанные со строительством третьей высоковольтной линии Армения-Иран, отмечает Давтян. Он напоминает, что этот проект должен был быть реализован еще в 2019 году, потом в 2020 году по причине коронавируса и войны снова не был доведен до завершения. После действующие власти заявляли о том, что проект будет завершен в 2021 году. Теперь сроки сместились на 2024-2025 гг.
"Я считаю, что это преступная медлительность. Если мы посмотрим на статистику, то в последние 2-3 года существенно сократились поставки в Иран вырабатываемой в Армении электроэнергии, уступая позиции, в частности, азербайджанским и туркменским компаниям",- подчеркнул эксперт.
По его мнению, армяно-иранский диалог в сфере энергетики должен быть продолжен, особенно в свете
проекта "Север-Юг", который всегда была созвучен транспортным и энергетическим интересам Армении.
Комментируя активизировавшиеся в последнее время разговоры о возможном строительстве нефтеперерабатывающего завода на армяно-иранской границе, Давтян отметил, что на самом деле НПЗ на юге Армении проектировался еще в советские времена, в 1960-е годы. Были проведены некоторые исследования. Однако, до революции конца 1970-х Иран находился в нефтяной зависимости от США. Тогда Иран отказался от этого проекта и предпочел углублять связи с США, сказал собеседник
Sputnik Армения.
После развала СССР и энергетического кризиса в Армении 1990-х в начале 2000-х проект НПЗ снова был включен в повестку, но так и не был реализован. Значительную роль в данном вопросе сыграл фактор антииранских санкций. А с другой стороны, повлияла геополитическая позиция Грузии в отношении Ирана, говорит эксперт.
Он также подчеркнул, что подобный проект должен иметь региональное значение. В частности, изначально подразумевалась транспортировка по топливопроводу, автомобильным или ж/д транспортом в Грузию, а уже оттуда – в третьи страны. В то же время проект нельзя рассматривать как перспективный, если НПЗ будет снабжать горючим только Армению.
Учитывая, что в Армении последние 20 лет ведутся масштабные работы по газификации, метан также начал активно использоваться в качестве автомобильного топлива, а в создавшихся условиях потребление бензина в республике едва достигает 200-250 тыс. тонн в год, реализация столь крупного инфраструктурного проекта не могла быть экономически оправданной.