Что сделать, чтобы цены не подскочили, как в Турции – поясняет глава ЦБ Армении

© Sputnik / Asatur YesayantsПредседатель Центрального Банка Армении Мартин Галстян во время пресс-конференции (15 июня 2021). Еревaн
Председатель Центрального Банка Армении Мартин Галстян во время пресс-конференции (15 июня 2021). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 24.05.2022
Подписаться
ЦБ несколько раз и сильно повысил ставку рефинансирования, чтобы избежать бесконтрольной инфляции. В результате инфляция в Армении сейчас намного ниже, чем во многих других странах.
ЕРЕВАН, 24 мая – Sputnik. Если бы Центробанк Армении не повышал ключевую процентную ставку на рынке, инфляция в стране могла бы намного вырасти. Об этом заявил в парламенте Армении председатель ЦБ Мартин Галстян, представляя отчет о работе ведомства за 2021 год.
В конце 2020 года инфляция в Армении все еще оставалась низкой, как в несколько предыдущих лет, составляя 1,6%. Вместе с тем, в конце года Центробанк решил сильно повысить ставку (сразу на 1%), учитывая, что постпандемийное восстановление мировой экономики может происходить быстрее, чем ожидалось, а значит - спрос на товары и услуги в Армении может значительно вырасти. В течение года ЦБ повысил ставку еще на 2,5%.
Это помогло сдержать инфляцию, которая к концу 2021 года составила в республике 7,7% - намного больше, чем в предыдущие годы, но меньше, чем во многих странах мира.

"Это произошло потому, что мы вовремя начали ужесточать денежно-кредитные условия", – отметил он.

По анализу ЦБ, если бы в течение 2021 года банк не повышал ставку рефинансирования, инфляция в Армении составила бы 13%. Если же, наоборот, была бы поставлена цель снизить инфляцию до 4%, это пришлось бы делать за счет повышения ключевой ставки до 28%. В этом случае спрос на кредиты сильно сократился бы (потому что их ставки были бы крайне высоки).
Турция – яркий пример того, что может произойти, если в кризисное время снижать ключевую ставку: инфляция там достигла 70%, то есть на продовольственные товары, скорее всего, она оказалась двойной.
В свою очередь, Армения стала одной из немногих стран, где инфляция в 2022 году снизилась, в феврале составив 6,5%.
Тем не менее, подчеркнул Галстян, трудно было ожидать замедления инфляции после начала российско-украинского конфликта. Он усугубил рост мировых цен на продовольствие и логистику. Уже сейчас цены на продовольствие остаются на самом высоком уровне за последние 50-60 лет. Во многих других странах инфляция тоже остается высокой: в частности, в США она превысила 8%, тогда как обычно составляла в пределах 2%. В России инфляция в апреле превысила 17%. В Армении, стране с небольшой экономикой и ограниченными ресурсами, инфляция в апреле составила всего 8,4%.
Помимо цен на само продовольствие, вырастут и цены на доставку, так как логистика в регионе усложнилась, напомнил Галстян.
По итогам 2022 года ЦБ прогнозирует замедление экономического роста до 1,6% (с прежних 5,3%). Особенный спад ожидается в промышленности. Отчасти экономику может поддержать большой приток граждан России, которые прибывают на временное или постоянное жительство. Вместе с тем, это может подстегнуть инфляцию, так как в экономике увеличится спрос на товары и услуги (в лице россиян на рынке появится больше платежеспособных потребителей). А чем больше спрос, тем больше риски инфляции, пояснил Галстян.
Более того, не исключено, что июньский прогноз годичного ВВП будет повышен (в том числе учитывая приток россиян). Это будет означать дополнительные инфляционные риски. Поэтому, хотя ЦБ и повысил в марте ставку рефинансирования сразу на 1,25%, но скорее всего, это не было слишком резким шагом, уточнил Галстян.
Высокие процентные ставки в ближайшее время могут быть необходимы и для того, чтобы предотвратить отток капитала из страны, добавил председатель ЦБ. Ставки растут, во-первых, из-за рисков в мировой экономике, а во-вторых, из-за повышения ключевой ставки в США. Естественно, если инвесторы видят, что могут получить больше доходности в Штатах, они не будут держать деньги в развивающихся странах, где риски выше. Капитал можно удержать, только предложив значительно более высокие процентные ставки.
Ранее премия за риск (доплата) армянских суверенных евробондов к гособлигациям США составляла 3%, сейчас она выросла до 6%. Если Федеральный резерв (Центробанк) США и дальше будет повышать ставку, а премия за риск для Армении не снизится, придется вести политику высоких процентов, чтобы избежать оттока капитала, добавил Галстян.
Добавим, к концу года ЦБ прогнозирует в Армении инфляцию в 7%.
Лента новостей
0