Процесс заходит в тупик и риски возрастают: эксперт о переговорах Еревана и Баку

© Sputnik / Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПремьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании Совета глав государств СНГ (11 октября 2019). Ашхабад
Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании Совета глав государств СНГ (11 октября 2019). Ашхабад - Sputnik Армения, 1920, 30.05.2022
Подписаться
Текущий геополитический фон неблагоприятен для Армении, что понимают в Азербайджане и пытаются "продавить" желаемые для себя решения.
ЕРЕВАН, 30 мая — Sputnik. Взаимные обвинения между Арменией и Азербайджаном вновь отдаляют начало будущих переговоров по урегулированию карабахского конфликта, нормализации отношений и разблокировке коммуникаций. Воинственная риторика азербайджанского руководства, не скрывающего стремления оказать давление с позиций "победившей стороны", не позволяют рассчитывать на скорейший запуск намеченных процессов.
На днях Ильхам Алиев сказал, в частности, что вопрос принадлежности Карабаха "закрыт", и Армении надо "смириться с этим", а Азербайджан "диктует повестку дня как государство-победитель". В ответ МИД Армении заявил, что Баку торпедирует переговоры, используя милитаристскую и максималистскую риторику. Параллельно этой полемике еще и выяснилось, что Азербайджан не спешит давать юридических гарантий разблокировки транспортных коммуникаций.
Анализируя текущую ситуацию, политтехнолог Виген Акопян предположил, что переговорный процесс в определенный момент действительно может зайти в тупик, так еще и не начавшись толком. Эксперт в первую очередь связывает это с тем, что обсуждения между Ереваном и Баку идут в двух посреднических форматах – под эгидой Брюсселя и Москвы.

"На фоне украинских событий и конфронтации России и Запада сложно ожидать от двух силовых центров единых подходов к процессам на Южном Кавказе. Именно поэтому я склонен считать, что переговоры не приведут к конкретным результатам. Конкуренция двух геополитических полюсов или центров и формирует переговорную тактику. А Азербайджан, понимая, что геополитический фон не столь благоприятен для Армении, пытается по возможности ускорить процесс, в том числе путем давления", - сказал Акопян в интервью Sputnik Армения.

По его словам, Баку применяет различные инструменты шантажа, запугивания, в том числе с целью повлиять на внутриполитическую ситуацию в самой Армении, показывая, что, кроме дипломатического ресурса, у него есть также ресурс силовой.
С точки зрения эксперта, на фоне агрессивных словесных упражнений азербайджанских властей руководство Армении делает непонятные, противоречивые заявления. В Москве говорится одно, в Брюсселе – другое, для внутреннего потребления – третье. Именно поэтому до сих пор неясно, как официальный Ереван представляет себе решение вопроса статуса Нагорного Карабаха. Для Акопяна лучшей иллюстрацией того, насколько в реальности вопрос статуса Арцаха отражен в переговорах, свидетельствует фраза в заявлении Шарля Мишеля. Глава Евросовета после встречи с лидерами Армении и Азербайджана в своем итоговом коммюнике говорил о безопасности "этнического армянского населения Карабаха", и ни о каком-либо статусе речи не было.
Политтехнолог убежден, что свою реальную позицию по статусу Никол Пашинян озвучил 13 апреля. Тогда премьер с трибуны парламента говорил, что международное сообщество ожидает от Армении снижения своей планки в вопросе статуса Арцаха.
"Заявление Пашиняна о снижении планки в стратегическом смысле не потеряло своей актуальности. Другое дело, что разные внутренние и внешние факторы вынуждают премьера маневрировать, где-то исправить ситуацию, пытаясь угодить той или иной аудитории. Но это прекрасно видят и понимают в Азербайджане, именно поэтому оттуда периодически звучит агрессивная риторика", - уверен наш собеседник.
К слову, тот факт, что Алиеву в последнее время все чаще отвечает МИД, а не сам Пашинян или его пресс-служба, косвенно демонстрирует наличие у армянского премьера определенных комплексов перед азербайджанским визави, полагает политтехнолог. Помимо чисто технического, протокольного фактора, пассивность Пашиняна имеет вполне человеческую, личностную подоплеку. Пашинян, возможно, чувствует себя ущемленным в переговорах с Алиевым. Именно поэтому последний то и дело угрожает, давая понять, мол, премьер в переговорах говорит одно, а для аудитории – совсем другое.
Возвращаясь к вопросу о концептуальных подходах властей, политтехнолог называет ее ущербной для страны, в то же время налицо попытки премьера каждый раз перекладывать ответственность за предшественников. В этом ракурсе он рассматривает недавнее высказывание Пашиняна о "Мадридских принципах". Премьер на прошлой неделе заявил, что в 2007 году, согласившись обсуждать "Мадридские принципы" как основу для урегулирования конфликта, тогдашние власти Армении делегитимизировали итоги референдума Арцаха о независимости.
"В содержательном плане фразу Пашиняна даже и комментировать не стоит. Это очередная манипуляция. За последние полтора года он сделал энное количество заявлений с целью избавиться от ответственности за текущую ситуацию. Он не придумывает ничего нового – все те же "громкие разоблачения", которые таковыми не являются, те же обвинения в адрес предшественников. И все, кому так или иначе были адресованы эти обвинения, неоднократно отвечали Пашиняну", - подчеркнул Акопян.
По его мнению, вместо того, чтобы видеть и осознать свою ответственность, глава правительства превращает тему в предмет "богемных" политических дискуссий и размышлений. Эксперт не исключает, что на новых этапах нынешнего кризиса власти прибегнут к новым "разоблачениям", но с содержательной точки зрения в них также не будет новизны.
Лента новостей
0