Режиссер о том, как армянский спектакль получил приз театрального фестиваля "У Троицы"

© Levon DadasyanХудожественный руководитель Ереванского государственного театра пантомимы Жирайр Дадасян
Художественный руководитель Ереванского государственного театра пантомимы Жирайр Дадасян - Sputnik Армения, 1920, 19.06.2022
Подписаться
Немое драматическое зрелище, историческая мимодрама "Шераник" в постановке Заслуженного деятеля искусств Армении Жирайра Дадасяна на днях вернулась на родину с наградой.
Этот спектакль Ереванского государственного театра пантомимы на VIII Международном театральном фестивале "У Троицы" в Сергиевом Посаде, удостоился многоговорящей премии - Специального приза жюри "За одухотворенное воплощение христианской темы в искусстве".
Художественный руководитель Ереванского государственного театра пантомимы Жирайр Дадасян в беседе со Sputnik Армения отметил важность фестиваля - как с точки зрения участия, так и возможности посмотреть 15 спектаклей своих российских коллег в качестве члена жюри.
Армянский режиссер по вполне понятным причинам в обсуждении своего спектакля не участвовал. По его словам, в рамках фестиваля, помимо показов спектаклей, параллельно прошло еще два мероприятия: научно-образовательная конференция, посвященная 350-летию со дня рождения Петра I и режиссерская лаборатория "Образ Петра на театральных подмостках". Последней руководил худрук Нового художественного театра (Челябинск) Евгений Гельфонд, спектакль которого был признан лучшим на фестивале.
"В режиссерской лаборатории приняли участие 4 молодых режиссера, причем исключительно женщины (это было обязательным условием). Армению представляла режиссер Ереванского русского драматического театра им. Станиславского Нора Григорян. Мне было очень приятно, что она прекрасно отработала и стала победителем режиссерской лаборатории, итоги которой подвели на основе зрительского голосования. Постановки создавались в быстром темпе, всего за 4 дня. Все режиссеры представляли постановки одной, предложенной пьесы. Интрига сохранялась до самого конца голосования. Нора одержала победу, которую мы считаем и своей. К слову, выбор пьесы тоже был не случаен: это была пьеса, созданная женщиной - голландским драматургом Эвой К.Матиссен "Царь Петр",- сказал режиссер.
Говоря о Сергиевом Посаде (северо-восток Московской области), где проходил фестиваль "У Троицы", Дадасян подчеркнул особую духовность этого уголка России.
"Сергиев Посад- изумительный город, в принципе его можно считать центром русского православия. Туда со всех концов России стекаются многочисленные паломники, и там очень духовная среда. В каком-то смысле Свято-Троицкая Сергиева Лавра мне напомнила наш Первопрестольный Святой Эчмиадзин", - поделился режиссер своими впечатлениями.
Спектакль "Шераник", представленный на фестивале, как нельзя лучше подходил к месту его проведения - тут затрагиваются история, культура, духовные и общечеловеческие ценности.
По словам Дадасяна, его спектакль навеян миниатюрами Ахпатского Евангелия XIII века - единственного, дошедшего до нас манускрипта, который был создан в начале 13-го века в древней армянской столице Ани.
"Герой Шераник взят из Ахаптского Евангелия, в котором есть миниатюра с его изображением - с пойманной рыбой и подписью художника "Шераник, принеси с собой рыбу". Отталкиваясь от этого, вкупе с буйной фантазией, началась работа над спектаклем - какой была жизнь в Ани XIII века, какие там царили взаимоотношения и как пал Ани. Все это показано посредством пантомимы",- отметил он, добавив, что спектакль был очень созвучен духу фестиваля: там звучат средневековые армянские шараканы, есть театр теней (карагез), а также ключевой духовный образ - в лице игумена, который играет важную роль в спектакле. Очевидно, все это и повлияло на жюри, которое присудило "Шеранику" спецприз.
Отметим, что сюжет "Шераника" очень увлекательный и немного фантастический. Действие происходит во времена татаро-монгольского нашествия, в древней армянской столице Ани, которая празднует Масленицу. Праведные христиане, забыв о заповедях, на один день превращаются в язычников и предаются разгулу. Это приносит сильные страдания старому монаху, который пытается писать шараканы (армянские духовные песни), но шумные, народные гулянья мешают ему. А в это время к стенам Ани уже подошли монголы. Символ города — львица, родившаяся от военачальника Шераника и соблазненная врагами, предает город. Вместе с монахом и девочкой-птицей (ушкапарик) Шераник безуспешно пытается отстоять город. Ани гибнет, Шераник убивает львицу и решает принять духовный сан.
Комедия Кубик Рубика, или геометрия любви в Московском Армянском театре под руководством Славы Степаняна - Sputnik Армения, 1920, 11.07.2020
"Надо вести людей к свету": как армянские театры справляются с вынужденным простоем
Режиссер спектакля также коснулся и нынешней ситуации, как вокруг Армении, так и внутри нашей страны, заметив, что, к сожалению, общество легче объединяется вокруг темы вражды, чем мира.
"В плане консолидации общества провоцирование враждебности более эффективно, чем пропаганда любви. Об этом свидетельствует история. Это всегда имело место, в предвоенные и военные периоды, и с точки зрения "психологии толпы" этот подход уже четко застолбил свое место. Это наиболее работающий метод консолидации",- отметил Дадасян.
Режиссер признается, что ему было больно видеть, что армянское общество разделилось по принципу враждебности одних по отношению к другим. Разделение на "черных" и "белых" - очень болезненное явление, но поскольку история и время не стоят на месте, Дадасян уверен, что это временно.
В один прекрасный день, наступит переосмысление: мы поймем, что все это расшатало нервы нашего народа и вообще принесло нам серьезные потери. Это очень печально, но это так.
Лента новостей
0