Жизнь между руинами Ани и армянского Харкова – о чем рассказала бабушка-пограничница
10:15 19.06.2022 (обновлено: 14:24 19.06.2022)
© Sputnik / Hovhannes ShoghikyanЕдинственная жительница села Нор Шен (бывший Харков) Ваандухт Варданян
© Sputnik / Hovhannes Shoghikyan
Подписаться
Молва о бабушке Ваандухт из села Харков Ширакской области Армении, давно уже вышла за пределы страны. Съемочная группа Sputnik Армения посетила "бабушку-пограничницу".
По ту сторону – руины Ани, на этой стороне – руины Харкова. Так описывает свою жизнь в опустевшем селе 85-летняя жительница приграничного села Харков Ширакской области Армении Ваандухт Варданян.
© Sputnik / Hovhannes ShoghikyanВид на руины Ани из армянского приграничного села Нор Шен (бывший Харков)
Вид на руины Ани из армянского приграничного села Нор Шен (бывший Харков)
© Sputnik / Hovhannes Shoghikyan
"Здесь, в этих руинах, живу уже 61 год. Там руины Ани, тут – Харкова (в 2006 году село было переименовано в Нор Шен – ред.). Там руины из-за землетрясения, а тут люди сами оставили село, разъехались. Государство не создало условий, не предприняло никаких мер для того, чтобы удержать народ, вот все и уехали",- рассказывает бабушка Ваандухт съемочной группе Sputnik Армения, показывая нам полуразрушенные и пустые дома.
За глубоким ущельем реки Ахурян другие руины – все, что осталось от столицы армянской царской династии Багратидов.
© Photo / official site of the President of RAПрезидент Армен Саркисян с супругой посетили единственную жительницу села Нор Шен (5 июля 2020). Армения
Президент Армен Саркисян с супругой посетили единственную жительницу села Нор Шен (5 июля 2020). Армения
"Мне невыносимо больно смотреть на Ани. Вся наша родня происходит из села Хас в Муше. Свекровь мне говорила: "Деточка, вот границы откроются, поедем вместе в наше село, все тебе покажу",- говорит бабушка Ваандухт, устремив взгляд в сторону родины предков.
По ту сторону армянско-турецкой границы жизнь кажется более активной, местность – более людной. Действует недавно построенная мечеть, время от времени красноречивое молчание руин Ани нарушает призывный глас муэдзина.
На территории нынешней Турции, в селе, построенном возле руин Ани, население довольно многочисленное. Еще более оживляют местность туристы, гуляющие по территории города-крепости...
Бабушка Ваандухт на протяжении многих лет была единственной жительницей села Харков. Сейчас живет с сыном. Говорит, что молит Бога о здоровье, чтобы успеть женить сына.
В опустевшем селе мать с сыном не чувствуют себя одиноко. Занимаются домашними делами, хозяйством, время от времени из Еревана и России в гости приезжают 5 других детей, 10 внуков и 9 правнуков бабушки Ваандухт.
Туристы, подъезжающие к северо-западной границе Армении, чтобы полюбоваться руинами Ани, также обращают внимание на приграничный дом бабушки.
© Photo / official site of the President of RAПрезидент Армен Саркисян с супругой посетили единственную жительницу села Нор Шен (5 июля 2020). Армения
Президент Армен Саркисян с супругой посетили единственную жительницу села Нор Шен (5 июля 2020). Армения
"Незадолго до войны сюда приехал президент Саркисян (Армен Саркисян – ред.) вместе с женой Нуне. Он сказал – бабушка, вот мои дети приедут из-за границы, вместе с внуками приедем к тебе. Они уехали, а через несколько дней началась война. А в прошлом году приезжал посол России вместе с женой и ребенком. Коммандос (генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян – ред.) отмечал тут свое 80-летие",-перечисляет почетных гостей бабушка Ваандухт.
Но самыми родными для нее остаются армянские и русские пограничники. Их бабушка Ваандухт считает членами семьи, а себя – их коллегой.
"Мы с пограничниками – одна семья. Я тоже пограничница. Видела бы ты, сколько людей мне звонили из России 28 мая, в День пограничника, говорили – бабуля-пограничница, поздравляем. Полковники звонили, генералы",- рассказывает она с нескрываемой гордостью.
Бабушка-пограничница, разумеется, знает о планах правительства по открытию армянско-турецкой границы и установлению отношений между странами. Эмоции по этому поводу испытывает противоречивые.
Против мира она не возражает, но как же память предков, переживших Геноцид, как же руины Ани…
Ее свекор всю жизнь не мог забыть свою первую жену, которую убили аскяры (турецкие солдаты), а новорожденных младенцев-двойняшек оставили у тела матери: они умерли от голода.
"Турок остается турком, доченька. Но что же делать, люди хотят мириться, мирно жить. Вот что в мире происходит? Куда ни глянь, везде войны, конфликты",- говорит бабушка Ваандухт и замолкает, уходя в свои мысли о правде и лжи в этом мире.
© Sputnik / Hovhannes ShoghikyanВид на руины Ани из армянского приграничного села Нор Шен (бывший Харков)
Вид на руины Ани из армянского приграничного села Нор Шен (бывший Харков)
© Sputnik / Hovhannes Shoghikyan
А через несколько секунд живо встает и, как настоящая гостеприимная армянская хозяйка, настаивает, чтобы мы обязательно попробовали чистейший мед, горную зелень, все еще пахнущую горами, предлагает перед возвращением в Ереван покормить нас яичницей из домашних яиц.
В советские годы население села Харков Ширакской области составляло 300-400 человек.
Название села ассоциируется с названием украинского города Харьков, но местные жители утверждают, что оно произошло от армянского слова "харквел" - обжигаться, и это, пожалуй, оставило отпечаток на сложной судьбе села.