Россия открывает КПП, Грузия строит объездной путь. Семь шагов для спасения армянских фур
20:57 24.06.2022 (обновлено: 18:55 04.08.2023)
© Photo : official site of the MTCIT of RAМногокилометровая очередь на грузино-российской границе Верхний Ларс
© Photo : official site of the MTCIT of RA
Подписаться
Бесперебойное функционирование дороги из Грузии в Россию через многосторонний автомобильный пункт пропуска "Верхний Ларс" имеет важное значение для Армении и ее экономики. На данный момент - это единственный сухопутный путь, связывающий Армению с Россией, через Грузию. И в последнее время с ним возникает все больше проблем. В причинах заторов и возможных альтернативных Ларсу путях разбирался Sputnik Армения.
"Верхний Ларс" для грузоперевозчиков уже много лет связан с рисками: в зимнее время дорога закрывается из-за плохих погодных условий, а летом бывают сели. На фоне низкой пропускной способности КПП это становится реальной бедой для водителей фур и экспедиторских компаний. Однако в этом году к уже существующим проблемам добавились антироссийские санкции. Это привело к небывалым для летнего периода заторам и многокилометровым очередям, причем впервые - с грузинской стороны.
Большое скопление фур на разных участках Грузии обусловлено двумя факторами. Во первых, с 17 мая Россия сняла ограничения на пересечение сухопутной границы с Грузией (они действовали с марта 2020 года из-за пандемии COVID-19 - ред.). Во-вторых, из-за ситуации на Украине усложнилось грузовое сообщение на Черном море. В результате часть грузов (в том числе турецких и азербайджанских) стала направляться в Россию сухопутным путем через "Ларс".
Дополнительные очереди создает и досмотр грузовых автомобилей на въезде из Армении в Грузию и на выезде в сторону России.
В интервью Sputnik Армения консул Армении в Грузии Арен Аракелян назвал ситуацию беспрецедентной, а министр экономики Армении Ваан Керобян лично убедился, как фуры заезжают на территорию России после 18-дневного простоя в Грузии, в то время как сам путь (без заторов) занимает всего 4-5 часов. Из-за сложившейся ситуации многие фуры просто не рискуют выежать в рейс. Как результат - армянский бизнес несет определенные убытки (приблизительных подсчетов пока нет - ред.).
По последним данным, на дороге в объезд Тбилиси продолжают оставаться несколько тысяч фур, из которых 500 - армянских. Чиновники в Армении уверяют: вопрос будет решен в течение нескольких дней.
Что делает Россия?
Решение о реконструкции "Верхнего Ларса" Россия приняла еще в 2020 году, до кризиса в Украине. Строительные работы начались с 2021 года, срок завершения - 2023 год. Предусмотрено расширение дорожного полотна с двух до четырех полос, создание комфортных зон ожидания, внедрение системы электронных очередей, а также строительство нового инспекционно-досмотрового комплекса.
© Sputnik / StringerРаботы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
1/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
© Sputnik / StringerРаботы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
2/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
© Sputnik / StringerРаботы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
3/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
© Sputnik / StringerРаботы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
4/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
© Sputnik / StringerРаботы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
5/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
1/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
2/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
3/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
4/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
5/5
© Sputnik / Stringer
Работы по реконструкции таможенного пункта пропуска на "Верхнем Ларсе" с российской стороны
Кроме того, правительство России утвердило предложение Минтраса РФ (пока конкретных сроков нет, - ред.) об открытии дополнительного пункта неподалеку от Ларса. Таким образом, Армения, будучи страной-членом ЕАЭС, сможет воспользоваться льготами: часть фур (со скоропортящимся товаром) будет проходить таможенное оформление на таможенном посту Владикавказа, расположенном в населенном пункте Чми (в 6 км от МАПП "Верхний Ларс"). Это позволит разгрузить "Верхний Ларс".
По оценке специалистов, новый КПП позволит на треть повысить пропускную способность самого Ларса.
МАПП "Верхний Ларс" пропускает в среднем 800-1000 грузовиков в день при своей мощности всего в 400 фур. После завершения работ по перестройке МАПП на российско-грузинской границе пропускная способность увеличится до 3 тысяч транспортных средств за сутки. В среднем за день при нормальных условиях проезжает около 650 грузовиков и примерно 1700 легковых машин. В наиболее загруженный сезон (с конца мая по сентябрь) эти показатели резко повышаются.
Что делает Грузия?
Грузия также прилагает усилия для улучшения состояния проезжающих по ее территории транспортных средств. В настоящее время активными темпами ведется строительство объездной дороги Квешети-Коби. Это самый сложный и опасный участок Коби-Гудаури автомобильной трассы Мцхета-Степанцминда-Ларс.
Проектом предусмотрено строительство дороги протяженностью 22,7 километра, а также 6 мостов и 5 тоннелей, в том числе 9-километровый тоннель под Крестовым перевалом. Проект считается одним из самых сложных инженерных сооружений в Европе и должен быть завершен в 2024 году.
Что делает Армения?
Дорога через Ларс в настоящее время - единственный действующий сухопутный переход, по которому можно попасть из Армении или Грузии в РФ и обратно. Кроме Ларса, есть еще семь альтернативных ему маршрутов. Среди них воздушный - это дорогостоящий вариант. Остальные закрыты, либо по политическим соображениям, либо по причине отсутствия инфраструктуры.
По этой причине Армения рассматривает в качестве альтернативы мультимодальный тип перевозок: грузы из Армении по ж/д или же на фурах дойдут до порта Поти, оттуда контейнерами на паромах до российского порта Кавказ и в другие города РФ.
В настоящее время армянская сторона ждет окончательного разрешения на выполнение рейсов по указанному маршруту. Портом Поти управляет голландская дочка APM Terminals, которая должна получить разрешение от своей материнской компании, чтобы дать зеленый свет паромному сообщению. Паромом смогут воспользоваться экспортеры фруктов и овощей, у которых с июня резко увеличились сезонные перевозки в Россию. Вместимость парома составляет 50 грузовиков и 40 вагонов. При этом армянское правительство первые 6 месяцев будет полностью субсидировать бизнесу затраты на паром.
Кроме этих двух, а также воздушного маршрута, есть еще пять путей для транспортировки грузов из Армении в РФ. Три из них проходят через Грузию, а два - по территории Ирана.
Речь идет о транспортных коридорах через Южную Осетию, Дагестан и железнодорожный путь по территории Абхазии.
Наиболее предпочтительнее из них путь через Южную Осетию. Дорога по Транскавказской магистрали удобнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа. Вопрос о запуске маршрута и строительство многосторонних пунктов пропуска Нижний Зарамаг-Роки в районе села Нар в Северной Осетии и села Верхний Рук в Южной Осетии был одобрен со стороны РФ в 2010 году. Однако с тех пор вопрос остался открытым, так как для запуска необходима политическая воля сторон.
© Sputnik / Shushanik AvdalyanТрансКавказская магистраль
ТрансКавказская магистраль
© Sputnik / Shushanik Avdalyan
Еще одна альтернатива, которая закрыта по политическим соображениям - это железная дорога через Абхазию. Ее открытие для сторон будет выгодно в случае, если по нему будет запущен товаропоток, идущий из России в Центральную Азию через грузинскую территорию. При этом его объемы должны составить не менее 5-8 миллионов тонн в год. Восстановление железнодорожного полотна обойдется сторонам в $200-250 млн. А чтобы ж/д себя окупила, ежегодно по ней должно проходить минимум 3 миллиона тонн грузов. С загруженностью проблем не должно быть, вопрос опять-таки в политической плоскости.
Тема запуска транспортных путей через Южную Осетию и Абхазию обсуждается и на встречах представителей рабочей группы по имплементации российско-грузинского соглашения "О механизмах таможенного администрирования и основных принципах мониторинга товаров" от 2011 года. В нем обозначен запуск коридоров через Абхазию и Южную Осетию. Правительство Грузии готово к пуску товаров по прописанным в соглашении пунктам. При этом Тбилиси не хочет обсуждать этот вопрос с Абхазией и Южной Осетией, так как считает это равносильным признанию их независимости. В случае достижения соглашения наиболее вероятен маршрут через Южную Осетию.
Еще одна дорога, которая, по сути, не новая, нуждается в реконструкции – Аваро-Кахетинская в сторону Грузии. Ее проект был разработан еще в августе 2014 года: планируется строительство 85 км автодороги, 25 мостов и 5 туннелей в горных районах Дагестана.
Дорога призвана стать новым сухопутным маршрутом, по которому можно будет попасть из России в Грузию и к Черному морю. После завершения строительства путь от Каспийского до Черного моря составит всего 470 км, что достаточно выгодный коридор. Одни эксперты считают, что Аваро-Кахетинская дорога в целом будет надежнее Военно-Грузинской. Другие же видят угрозу с точки зрения безопасности.
А как же Иран?
Для Армении альтернативами "Верхнему Ларсу" могут стать морской и сухопутные пути через Иран. Здесь возможны два варианта. По одному армянские товары могут быть доставлены из Еревана в Джульфу (город на северо-западе Ирана. – ред.), оттуда - в Туркменистан, Казахстан или в российские города – Оренбург/Омск. Второй вариант - грузы из Еревана переправляются в иранский город Энзели, а оттуда на пароме в морской порт Оля Астраханской области России и по железной дороге — в любой город РФ.
Путь через Джульфу наиболее удобен для поставок грузов в Туркменистан. В сторону же России выгоднее перевозить товары через порт Энзели. Армянские перевозчики активно пользовались этим путем в 2001, 2003 и 2006 годах, когда "Верхний Ларс" надолго закрывался.
Отметим, что эти пути, хоть и интересны с точки зрения логистики, но финансово и технически затратны: помимо прохождения множества таможенных досмотров, смены железнодорожной колеи, требуется также задействование морского транспорта, расходы на использование которого выросли в разы.
Ереван может договориться с соседним Ираном и другими странами, связанными с маршрутом, об эксплуатации этого узла для транзита грузов, если предложит качественную инфраструктуру на своей территории. По этой причине Ереван должен завершить строительство своего транспортного коридора "Север-Юг".
Это позволит повысить значимость Армении в регионе в качестве транзитной страны, а также укрепить позиции в транспортной паутине и логистике. И, конечно, занять свою нишу в транспортном коридоре "Персидский залив – Черное море".