"Когда же поставишь "Гаяне"? Олег Виноградов о дружбе с Хачатуряном и сюрпризе для армян
08:56 29.06.2022 (обновлено: 10:31 29.06.2022)
© Sputnik / Andranik GhazaryanНародный артист СССР балетмейстер Олег Виноградов в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
Подписаться
Эксклюзив
Известный российский балетмейстер, хореограф, сценограф, народный артист СССР Олег Виноградов вновь в Армении, чтобы спустя полвека возродить постановку балетного спектакля "Ромео и Джульетта".
В интервью Sputnik Армения именитый балетмейстер поделился воспоминаниями о своем первом визите в Армению, традиционном армянском хаше в 4 утра, знакомстве с Сергеем Параджановым, общении с Арамом Хачатуряном, а также высказался насчет попыток отрицания русской культуры на Западе. Беседовала Сусанна Оганесян.
— Олег Михайлович, последний раз Вы были в Ереване 52 года назад. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
— Я необыкновенно рад тому, что снова здесь, в этом замечательном городе. В наше сумасшедшее время, когда кругом творится что-то невообразимое, этот город, эта страна живет искусством, живет балетом. Я иду от гостиницы до театра - всюду музыка, танцы, красиво одетые элегантные люди, дети, кафе-рестораны заполнены, полнокровная жизнь. Ереван - город-праздник.
— Каким нашли наш оперный театр, Вам нравятся изменения?
— Сложилось так, что за 60 лет я объездил полмира. За это время я встретил замечательного музыканта - Карена Дургаряна (директор Национального академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна), и он удивил меня своими творческими качествами. Поверьте, я работал со многими дирижёрами. Карен совершенно особенный. Он проникнут материалом, думает не только об оркестре, знает, что происходит на сцене. Он чувствует дыхание, которым живет балерина, танцовщик, он живет театром.
Потенциал труппы, ее эволюция, совершенно необыкновенны։ как они работают с материалом, как работают на репетициях - из зала их не выгнать, они не смотрят на часы. Среди прекрасных солистов есть две девочки - ну просто чудо! Весь мир еще не знает о них, но, уверен, из них вырастут международные звезды. Дай Бог, чтобы их, как бриллиант, берегли, развивали. И таких мужчин, которые есть у вас, ни в одном театре нет. Я иду на каждую репетицию, как на праздник.
— Есть ли у Вас друзья в Армении еще с советских времен?
— Мы подружились с замечательным танцовщиком Виленом Галустяном, дирижером Яковом Восканяном, к сожалению, их уже нет, светлая память… Рудольфа Харатяна я пригласил в свою балетную академию в Вашингтоне, где живу и работаю вот уже 30 лет. Он принял мое приглашение и остался там. Благодаря людям, вместе с которыми мы шли по жизни, и сохранилась связь с этой замечательной страной.
Не думал, что снова окажусь здесь, но что-то там, внутри меня, всегда хранило память об Армении. И сейчас все возродилось заново։ ожили воспоминания, как меня знакомили с горами, как первый раз я попробовал хаш, для которого меня разбудили в три часа ночи, и нужно было куда-то ехать. Все это было очень тепло, очень искренне.
— Совсем скоро репертуар Национального академического театра оперы и балета пополнится балетом Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта". В 1970 году балет впервые был представлен на сцене Ереванского театра в Вашей же постановке. Минуло больше полувека с премьеры. Планируете что-либо изменить в трактовке? Может, время диктует другие акценты, иную подачу?
— Я никогда не делаю копии спектаклей, потому что каждый раз бывает другая труппа, другие условия, другое время. Несмотря на мой возраст, спасибо Господу за то, что дает возможность пожить, я не устаю, я жду этих репетицией, жду сцену, я жду декорации, костюмы, мощный и дорогой спектакль. Я люблю только такие - большие, монументальные спектакли, люблю большой кордебалет. Замечательно, что сегодня Ереван может себе это позволить, и что правительство выделило бюджет на дорогой спектакль, который, надеюсь, окупит себя.
— Примечательно, что свой первый балет, который Вы поставили в возрасте 24 лет - "Ромео и Джульетта", остается в Вашем постановочном репертуаре. Причина в вечной теме любви или есть другое объяснение?
— Это был второй мой спектакль, после "Золушки". Мне было 24 года, спектакль сразу же повезли в Париж. После триумфа в Париже руководство Новосибирского театра дает мне второй спектакль – "Ромео и Джульетта", о котором я просто мечтать не мог. До меня была версия Лавровского с Улановой и другими знаменитостями, и я даже не думал, что когда-либо смогу прикоснуться к этой теме.
Руководство поверило в меня и предоставило шанс мне – представителю нового поколения, которое, как известно, воспринимает любую тему по-своему. Я сам был Ромео, у меня была своя Джульетта, о которой я мечтал. Я понимал, спектакль Лавровского знают все. Но мне казалось, что в нем нет танца - там , в основном, пантомима, где ходят, а не танцуют. Для меня это было исключено, потому что я жил, как и положено, танцем, хореографией, ведь балет - это движение. Тут я понял, что балет "Ромео и Джульетта", как и "Золушка", должен быть танцевальным. Громадная монументальная фреска Эпохи Возрождения с роскошными декорациями одного из лучших художников в мире - Вячеслава Окунева, мастера-виртуоза рисунка. Я могу существовать только в атмосфере комплекса музыкального театра: декорации, костюмы, литературная основа, драматургия, проработанные роли и так далее.
— В одном из Ваших интервью Вы говорите։ "По моему мнению, зритель, приходящий в балет лишь для того, чтобы полюбоваться красотой танца, обкрадывает себя. Современный балет может и должен волновать не только чувства, но и мысли...". В чем миссия балета, как искусства в XXI веке, с учетом высоких технологий и неограниченного выбора искушенного зрителя?
— Только одно - воспевать красоту человеческого тела. Самый большой идеал в мире, это красота женщины - матери, сестры, подруги, любимой. Самая большая красота - это женская красота. Все должно быть только об этом, вся жизнь наша об этом.
— А как же мужчины в балете?
— Мужчина - это уже другое. Мужчина существует только благодаря женщине. И если он это понимает, он мужчина!
— Но только женский балет был бы не очень интересным?
— Это исключено! Все должно быть абсолютно в комплексе, потому что жизнь наша не может быть однообразной. Балет - это символ женской красоты, символ одухотворенности и правды жизни. Причем, что интересно, в самые сложные времена голода, больших трагедий, войны, когда не было хлеба, когда стояли очереди за продуктами, билеты на балет в Мариинском театре распродавались всего за 3 часа։ причем, номер места писали на руках, как в очереди за мукой. Как я впервые попал на балет? Мама работала на заводе, а там были театральные кассы, ведь рабочие не могли стоять в очередях, и маме выпал билет на "Золушку". Так я ребенком попал в первый раз на балет и после этого жизнь моя перевернулась.
— Видимо, не случайно "Золушка" стала вашим первым балетом…
— Похоже, в мире ничего не происходит случайно. Именно в Ереване я познакомился, и даже скажу больше - Бог мне послал гения Параджанова. Тогда я впервые увидел фильм "Цвет граната", который до сих пор ставлю выше всего в мировой хореографии, выше этого никто не поднялся. Параджанов научил меня режиссуре, которой не учат ни в каких институтах. Вот что еще значит для меня Ереван.
© Sputnik / Andranik GhazaryanНародный артист СССР балетмейстер Олег Виноградов в гостях радио Sputnik
Народный артист СССР балетмейстер Олег Виноградов в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
— Ваша книга "Исповедь балетмейстера" стала бестселлером и ее, практически, уже нет в продаже. В ней Вы приподнимаете завесу тайны над творческим процессом. Открыты ли в "Исповеди" все секреты мастерства до конца, или все же что-то остается Вашей загадкой, "фирменным секретом"?
— Готовится новое издание, которое будет выпущено уже в этом году. Сейчас в издательстве ждут моего приезда, чтобы включить материал о ереванской премьере. До конца ли я раскрыл все или нет? Я сам не знаю… Даже сегодняшняя встреча не пройдет просто так, оставит след, как и все в моей жизни. Мы очень дружили с Арамом Ильичом Хачатуряном. Во время моей работы в Большом театре, долгие годы, когда я появлялся в Москве, мы с ним встречались и он спрашивал։ "Ну, когда ты поставишь "Гаяне"?"
Я боготворю музыку Хачатуряна и особенно "Маскарад", которым я восхищаюсь и который мечтаю поставить. Но я не могу придумать ход сценария сюжета. Эта тема со мной живет, и я жду момента, когда смогу поставить балет именно на эту музыку.
— Живем в непростые времена. Мы становимся свидетелями отрицания русской культуры на Западе. А ведь "Русские сезоны" Дягилева оказали влияние на мир искусства Европы ХХ века. Как Вы относитесь к этому явлению? Вы живете в Америке, приходилось сталкиваться с этой тенденцией?
— Эта болезнь заразна и против нее универсального лекарства пока нет. Я нисколько не волнуюсь, меня это не беспокоит. Мне даже смешно, как они беснуются. А все от чего? От несостоятельности. Посмотрите - Италия, которая дала миру балет. Сегодня в Италии пропасть, балета нет. В Америке - нет. Во Франции еще есть, но сегодня это уже не то. Сегодня на сценах, где 60 лет работал гениальный Мариус Петипа, танцуют голые мужчины и женщины…
— Вы сторонник классического понятия балета и считаете, что зритель должен идти именно на классический балет, без каких-то ухищрений и изощрений?
— Я ставлю современные балеты, которые в мире не ставит никто. Я нормальный, современный человек, который живет всем тем, что окружает меня. Но тот эпатаж, которым увлекается псевдо-модерновая культура, весь этот поп-арт должен существовать как уличное искусство. Необходимо фильтровать и оставлять только то, что развивает лучшие принципы библейской культуры. Поэтому порок, уродство, насилие, агрессия - это все не балет. Балет - это совсем другое.
— Олег Михайлович, вам удается успевать то, что не под силу самым активным молодым людям. Вы в чудесной творческой и физической форме. Поделитесь, пожалуйста, секретом.
— Нет никакого секрета. Вы знаете, даже не думал об этом. Живу, как живу. Просто нужно быть готовым к испытаниям, которые Господь посылает тебе и не впадать в уныние, если ты еще видишь небо. На меня было совершено три покушения. Делалось все, чтобы я не работал, чтобы убить то, что чем я жил. Ничего не получилось. Сегодня для меня важно сохранить все лучшее от предыдущих эпох и поколений и двигаться дальше, на базе добра, на базе библейских основ. Вот и весь секрет.
— Премьера балета "Ромео и Джульетта" состоится 1 августа - в день Вашего 85-летия, который отметите в Армении.
— Отметить свой 85-летний юбилей в этом городе - эта интрига мне очень нравится. Канал "Культура" собирается приехать сюда и отснять материал для показа 1 августа – в день моего рождения. Самое главное, что я буду здесь!