Армянские фрукты мешают армянскому бизнесу? Власти снова взялись за старую проблему

© Sputnik / Aram NersesyanСбор абрикосов в селе Айгезард, Араратская область
Сбор абрикосов в селе Айгезард, Араратская область - Sputnik Армения, 1920, 04.07.2022
Подписаться
Сельхозпродукция фермеров в Армении не облагается НДС. Казалось бы, это налоговая льгота, но на самом деле она бумерангом бьет по самим фермерам, которые из-за этого вынуждены продавать товар дешевле. Решить проблему уже пытались в 2018, теперь к ней подступились снова.
Министерство экономики Армении пытается вновь решить многолетнюю проблему с налогообложением продукции сельского хозяйства. В Армении она не облагается НДС, и казалось бы, фермерам это выгодно: они и так миллионов не зарабатывают, так хотя бы налога с них не берут. Но вопрос в том, что отсутствие НДС не только не помогает фермерам, но часто мешает им. Учитывая, что НДС – не самый простой налог, объясним проблему отдельным параграфом, а дальше расскажем уже о собственно законопроекте, которым Минэкономики предлагает решить проблему.

Разноцветный НДС

НДС – это налог, который платит не фермер, который выращивает виноград, и не ереванский супермаркет, который этот виноград продает. Он добавляется в конечную цену, которую платим мы с вами. Для простоты, изобразим ситуацию на схеме: слева "идеальную", справа – реальную.
В идеале фермер продает условный килограмм винограда. Его доля – это 300 драмов, она показана зеленым. Дальше на нее начисляется 60 драмов (то есть 20%) НДС. На эти 360 драмов магазин начисляет 100 драмов своей наценки, на которую тоже добавляется НДС в 20 драмов (то есть снова в 20%). На полке супермаркета виноград стоит 480 драмов.
Продав товар, супермаркет платит государству две красные "нашлепки" НДС: верхнюю (свою) и нижнюю (фермерскую). После этого налоговая уведомляет его: "С вашей продажи образовалось 60+20 драмов НДС, 20 – от вашего имени, 60 – от имени фермера".
Следовательно, если цепочка НДС работает нормально, то для всех его участников она создает 0% нагрузки. Проблемы возникают тогда, когда цепочка дает сбои.
Какие именно – изображено на правой схеме. Налоговая говорит супермаркету: "С фермеров мы НДС не берем, но эти 60 драмов должны от кого-то взять. Возьмем с вас, другого выхода нет".
Перед супермаркетом несколько вариантов решения проблемы. Первый – отдать их из своих "кровных" (из своего, "фиолетового" куска в 100 драмов). Естественно, никто так не сделает. Второй вариант – повысить конечную цену и расплатиться за счет покупателя (этого тоже никто не сделает, чтобы не потерять клиентов). Поэтому действует третий вариант, где "крайним" оказывается фермер. Из фермерской выручки (зеленый кусок на рисунке) супермаркет "срезает" 60 драмов и покупает виноград уже не за 300, а за 240, а лишние 60 драмов (изображены синим) отдает государству на уплату НДС (то есть синими 60 драмами "гасит" красные).
Таким образом, на прилавке мы как платили, так и платим 480 драмов, и государство остается при своих красных кусках, супермаркет - при своем фиолетовом, а зеленый кусок фермера сокращается.

Зерно и молоко

На схеме для простоты мы изобразили только двух участников товарной цепочки: фермера и супермаркет, но их намного больше. Это операторы коммунальных услуг (ведь супермаркет ими пользуется), а в случае с другими товарами - поставщики сахара, соли, муки, упаковки и многого другого. Кроме того, если речь идет о "заводских" продуктах (например, о хлебе, пастеризованном молоке, яйцах, конфетах), то точно такие же проблемы испытывают производители, которые покупают сырье у фермеров. Если завод купил у фермера баклажаны или персики и продает супермаркету икру или джем, то в них тоже "сидит" НДС, который точно так же "срезают" за счет фермера. С другими товарами такой проблемы нет, так как соль, сахар или муку производит и продает бизнес, с которым можно вести взаиморасчет.
Еще острее проблема стоит с молоком и зерном, потому что их легче заменить привозным зерном или молочным порошком. По возможности производитель так и делает, чтобы ему было, на кого списать НДС. Выращивать в Армении пшеницу или кукурузу сейчас и так не очень выгодно, а с такой проблемой и вовсе становится "гиблым делом". Поэтому фермеры в основном выращивают зерно для нужд своих хозяйств и больших прибылей от зерна не ожидают. Но раз так, то они меньше его сеют, поэтому (не только, но и поэтому тоже) в маленькой Армении так много необрабатываемой земли.

На что надеются

Ввести НДС на сельхозпродукцию еще в 2018 году предлагал Комитет госдоходов, но инициатива развития не получила – возможно, из-за сложного администрирования (следить за сделками с участием десятков тысяч фермеров очень непросто). Предлагая эту идею повторно, правительство рассчитывает на то, что этот контроль станет легче, чем четыре года назад, за счет безналичных сделок.
В пояснительной записке к законопроекту, который уже опубликован на официальном портале Минюста - e-draft.am, Минэкономики отмечает, что ожидает эффекта по "документированию сделок по реализации, увеличению объемов безналичных платежей".
Для ясности добавим: по умолчанию, речь идет о местной продукции, а не импортной, потому что импортную завозят бизнесмены, с которыми можно вести расчет НДС.
По законопроекту, НДС на сельхозпродукцию предлагается установить в 10%. К сельхозпродукции приравниваются также мясо и субпродукты, полученные на скотобойнях. Добавлен и пункт, стимулирующий безналичные сделки: если бизнес будет платить фермерам не на руки, а на карту, он получит списание из налогов в размере 3% сделки.
Добавим, во многих случаях бизнес (например, винно-коньячные и консервные заводы) уже рассчитывается с фермерами безналично, в том числе благодаря системе государственных кредитных субсидий, которые при этом действуют. Но в ряде случаев выплаты до сих пор проводятся "налом" – например, на крупных оптовых сельскохозяйственных рынках: в ереванском районе Малатия-Себастия или в селе Овташат (Меймандарский рынок).
От принятия законопроекта Минэкономики ожидает снижения цен на сельхозпродукцию на 4 – 4,5%, за счет того, что бизнес не будет вынужден проделывать манипуляции, описанные нами на рисунке. Ожидается, пусть и небольшой, но рост производства, так как бизнес уже не будет срезать фермерам цену , она станет привлекательнее. В результате, ожидается и рост налоговых поступлений.
Тем не менее, даже при расширении системы безнала эту систему ждут неизбежные сложности с налоговым учетом (попробуйте учесть продажи у 300 с лишним тысяч фермерских хозяйств в стране), поэтому законопроект, скорее всего, потребует долгих технических обсуждений.
Лента новостей
0