Рудники Армении с 2023-го будут платить больше или меньше? Мнение Минфина и бизнеса
22:20 20.07.2022 (обновлено: 22:31 20.07.2022)
© Sputnik / Aram GareginyanОтгрузка руды на дробление Каджаранском медно-молибденовом руднике
© Sputnik / Aram Gareginyan
Подписаться
С 2023 года в Армении изменится налогообложение рудников. По компромиссу с правительством будет отменена пошлина на экспорт медного и молибденового концентрата, но роялти будет повышен для рудников, работающих с высокой прибыльностью.
Налогообложение компаний горнорудной отрасли Армении с 2023 года вновь изменится: пошлина на экспорт концентратов меди и молибдена, которая была установлена осенью 2021-го, будет отменена. Из отраслевых налогов останется только роялти, но его схема будет немного изменена. Компании с обычной прибылью будут платить его по-старому (4% выручки + 12,5% прибыли). В случае, если прибыль будет выше 15%, компании будут платить 15% прибыли.
Размер пошлины был установлен в августе 2021 года, исходя из 15% от мировых цен на медь и молибден на то время. Правда, пошлина была установлена не в процентах, а фиксированной, поэтому сейчас, когда цены на металлы падают, а размер пошлины не меняется, ее нагрузка автоматически растет.
Много или мало
Для оценки налоговой нагрузки на горнорудную отрасль Минфин провел анализ вместе со Всемирным банком, МВФ, а также Американским университетом Армении. Было отмечено, что в ряде стран роялти намного ниже, чем в Армении, но вместо этого намного выше налог на прибыль. Поэтому в сумме налоговая нагрузка находится на среднем уровне (если не считать указанной пошлины, которая с 2023 года будет отменена).
© Sputnik / Aram GareginyanКаджаранский медно-молибденовый рудник
Каджаранский медно-молибденовый рудник
© Sputnik / Aram Gareginyan
По оценкам Минфина, если в 2023 году цены на медь и молибден будут находиться на уровне 2021 года (на медь - $9-10 тыс/т, на молибден - $35-40 тыс/т), то новая схема роялти, описанная выше, позволит дополнительно собирать около 20 млрд драмов в год (по текущему курсу - $47-48 млн).
Сверхприбыль
Одним из основных вопросов было то, как определить условную "сверхприбыль", при которой с рудников нужно брать дополнительный налог. Этот порог прибыльности был установлен в размере 15%.
"С окончательным вариантом мы, может быть, согласны не полностью, но считаем его приемлемым. Для нас был очень важен диалог и то, что правительство и парламент учли наши задачи", – заявил председатель Союза горняков и металлургов Армении Вардан Джханян.
Эффект от пошлины оказался двояким. С одной стороны, он помог правительству обеспечить бюджетные расходы в нынешнее сложное время, не прибегая к новым кредитам. В частности, в I квартале 2022 года по лини этой пошлины было собрано 15,3 млрд драмов (для сравнения, за тот же период на оплату процентов по госдолгу было израсходовано 39,2 млрд драмов).
С другой стороны, рудники отложили новые инвестиционные программы или были вынуждены взять под них новые кредиты, отмечает Джханян.
"И без того, по нашим расчетам наши компании 80-90% своей прибыли реинвестируют в производство", – отметил он.
В частности, Зангезурский медно-молибденовый комбинат (где Джханян занимает должность заместителя гендиректора), в 2020 году по известным причинам (коронавирус, а затем война) сократил капитальные вложения. В 2021 году их было намечено увеличить.
В частности, комбинат наметил вложить около 7,8 млрд драмов (по текущему курсу около $18 млн) на рекультивацию (восстановление почвы) на Арцваникском хвостохранилище, самом крупном из трех на ЗММК.
В 2022 году, по сравнению с предыдущим годом, комбинат намерен увеличить объемы производства на 20-25%. Наряду с этим, необходимо решить и вопросы размещения хвостов на хранилищах. Для этого будут выбраны самые эффективные решения, подчеркнул он.
Медеплавильня
Если налогообложение отрасли будет слишком часто меняться, такая непредсказуемость может повлиять и на такой крупный проект, как новый медеплавильный завод. Группа компаний "ГеоПромайнинг" (новый собственник Зангезурского комбината) готовится составить предварительные обоснования для нового завода. Это сложный и долгий проект, который зависит и от экономических расчетов (вероятной себестоимости), и от экологических (складирования отходов), и от логистических.
© Sputnik / Aram GareginyanЦех флотации (химической обработки увлажненной и измельченной руды) на Зангезурском медно-молибденовом комбинате
Цех флотации (химической обработки увлажненной и измельченной руды) на Зангезурском медно-молибденовом комбинате
© Sputnik / Aram Gareginyan
Цель проекта - восстановить в Армении выплавку чистой меди, которая существовала в советское время. Но для его подробной оценки крайне важен стабильный налоговый режим, подчеркнул Джханян.
"Возвращаясь к ройялти, отмечу: для нас существенна не только налоговая нагрузка, но и ее предсказуемость. Поэтому вместе с коллегами из правительства мы пришли к соглашению о том, что новое налогообложение стабилизируется хотя бы на 5-10 лет", – подчеркнул он.
В Армении и Арцахе действует 5-6 металлических рудников, и компании, эксплуатирующие их, теоретически могут изъявить желание инвестировать в завод. Но конечно, у таких обсуждений будет смысл только тогда, когда проект будет проанализирован и признан жизнеспособным, добавил Джханян.
© Sputnik / Aram GareginyanЦех первичного дробления руды на Зангезурском медно-молибденовом комбинате
Цех первичного дробления руды на Зангезурском медно-молибденовом комбинате
© Sputnik / Aram Gareginyan
Отметим, расчеты находятся на очень предварительном этапе. Пока не готовится банковское ТЭО (технико-экономическое обоснование, достаточное для обращения в банк за кредитованием), либо оценка природоохранного и социального воздействия (ESIA).
Цены на медь
Медь известна как процикличный товар. Иначе говоря, ее цены тесно связаны с циклами роста и спада мировой экономики. Причина в том, что медь используется почти во всех отраслях промышленности и строительства (примерно одна треть – в машино- и приборостроении. 28% - на производстве, 16% - в инфраструктурах, подробнее – здесь). Поэтому цены на медь немедленно реагируют на рост или спад мировых цен.
А последний месяц цены на медь снизились с уровня 9000+ до 7 000 (долларов за тонну). Основная причина – ожидаемое замедление экономики США (после повышения процентных ставок), еще один фактор – новые ковидные ограничения в Китае. Цены на медь остаются выше, чем в пред-ковидном 2019 году, но и уровень в 7 000 предприятиях отрасли не считают высокоприбыльным.
© Sputnik / Aram GareginyanКаджаранский медно-молибденовый рудник
Каджаранский медно-молибденовый рудник
© Sputnik / Aram Gareginyan
Для сравнения, в 2018-19 годах, когда цены на медь находились на уровне $6-7 тыс долларов за тонну, ежегодная валовая выручка Зангезурского комбината составляла 190-200 миллиардов драмов, а только за первое полугодие 2021 года (когда цены находились в районе $9-10 тысяч) - 186 млрд (по текущему курсу чуть больше $440 млн).
"Из дополнительных прибылей мы должны были создать подушку безопасности для последующего периода снижения цен, но значительная часть сумм, которые мы для этого предусмотрели, была выплачена в госбюджет", – заявил Джханян.
Листинг на бирже
В предварительной редакции законопроекта было положение, по которому при расчете роялти преимущество получали компании, выставленные на бирже (их процентные выплаты по займам вычитались из базы роялти). Но из окончательной редакции законопроекта это положение было снято (применять такое списание или нет, будет оставлено на усмотрение правительства).
По мнению Джханяна, листинг на бирже горнорудных компаний (помимо Зангезурского комбината, который там уже представлен) будет положительным шагом. С этой целью Союз горняков и металлургов готовится встретиться с руководством Варшавской фондовой биржи, которая недавно стала основным собственником Армянской фондовой биржи AMX. Совместно намечено обсудить возможности вывода на биржу других компаний отрасли.