Много альянсов, новых и разных: давняя тактика обернулась против США
23:21 30.08.2022 (обновлено: 23:54 30.08.2022)
© Sputnik / Russian Defence Ministry / Перейти в фотобанкБоевые корабли России, Ирана и Китая во время военно-морских учений "CHIRU-2022" в Аравийском море
© Sputnik / Russian Defence Ministry
/ Подписаться
Геополитическая катавасия, потрясающая основы современной человеческой цивилизации, только началась. Длиться она будет долго, до тех пор, пока не устоятся качественно новые межгосударственные отношения и альянсы.
Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Геополитические оси, способные потрясти мир
В нынешней непростой геополитической ситуации американцев ну очень сильно беспокоит сближение всех трех точек треугольника Россия – Китай – Иран. То есть следует понимать, что беспокоит не только само наличие подобного треугольника, но и то, что по отдельности сближаются и Россия с Китаем, и Китай с Ираном. Да и технологически - экономический взлет взаимоотношений между Москвой и Тегераном в ближайшей перспективе способен наделать Вашингтону много хлопот.
И дело не только (и не столько) в том, что Россия будет передавать свои продвинутые военные технологии Китаю в обмен на то, что Пекин поможет Москве нейтрализовать практически все последствия санкций по энергоносителям. И не в том, что россияне с китайцами позволяют Тегерану выкарабкаться из своей "санкционной" ловушки.
Дело в том, что соперники, противники (идеологические, финансово-экономические и военные) Соединенных Штатов в какой-то момент начали применять ту же тактику, к которой доселе прибегали сами американцы. Создание всевозможных, больших и малых, сильных и не очень, альянсов по всему миру – вот та технология, которая позволяла держать в руках "бразды правления" все предыдущие годы.
Подобная технология, используемая против них же самих (американцев), диктует видение совершенно нового миропорядка – мира многополярного. Это когда и в геополитических, и в финансово-экономических, и в торгово-логистических предпочтениях все будут свободны. Именно таким видится наступающий миропорядок.
Понятно (и видно), что Соединенные Штаты пытаются и этот процесс обернуть себе на пользу, делают все, лишь бы остаться лидером и гегемоном. Но ведь само понятие, сама структура многополярного мира препятствует таким тенденциям и мечтам. Именно в том и заключается главная угроза, которую несет новый миропорядок бывшему гегемону.
Грядет мир многополярный, для американцев страшный…
Наличие множества горизонтальных геополитических связей "всех со всеми" попросту исключает наличие "мирового полицейского", роль которого американцы и в нынешней ситуации с удовольствием присвоили бы. Однако этот поезд, кажется, уже ушел. И если современной цивилизации все-таки удастся справиться и с нынешней глобальной угрозой – а она, как выясняется, несет в себе и ядерную составляющую, то в недалеком будущем в мире не будет ни моно-полярности, ни гегемона.
Говоря о наступающем би-…, три-…, а то и многополярном мире, все время приходится подсчитывать расклад сил сразу по нескольким глобальным регионам. Это и Европа с Ближним Востоком, и актуальный в последнее время индо-тихоокеанский регион, где в смертельной геополитической, промышленно-финансовой схватке сцепились два гиганта, Китай и Соединенные Штаты.
В своем стремлении максимально долго сохранить за собой право диктовать остальному миру условия существования США, кажется, особо не преуспевают. Понятно, что где-то порядка тридцати лет (после распада Советского Союза) американцы действительно были полноценными и полноправными "вершителями судеб" почти по всей планете Земля. Но уже в начале двухтысячных было очевидно, что подобный расклад не вечен.
Именно тогда американские политики сильно ошиблись. Именно тогда они начали перекидывать практически весь свой военный и дипломатический потенциал из тихоокеанского региона, где весьма успешно "придерживали Китай" в его технологическом и экономическом прорыве, на Ближний Восток и в Южную Азию (Афганистан). Именно тогда, после падения башен-близнецов в Нью-Йорке, в порыве справедливого мщения Вашингтон и упустил индо-тихоокеанский регион, который китайцы со свойственной им методичностью начали постепенно прибирать к рукам.
Когда же США опомнились и поняли, что сильно претендующий на то, чтобы стать геополитическим полюсом силы Китай пошел "в прорыв", уже было поздно. Американский потенциал завяз в Восточной Европе, в Афганистане, в Сирии, в дрязгах между арабскими странами, Ираном и Израилем.
"Вершителя" судеб больше не будет
И тогда в своем стремлении хоть как-то развязать руки для борьбы с китайским драконом (главная угроза) американский кондор начал делать судорожные движения на глобальной геополитической арене. В принципе, не будь России, которая тоже к началу двухтысячных начала медленно (но верно) набираться сил, потенциала сверхдержавы на все фронты – и на Ближнем Востоке, и в Азии, и на Тихом океана – должно было хватить с избытком.
Ведь повсюду есть свои союзники-сателлиты. На том же Ближнем Востоке для борьбы с растущим влиянием Ирана есть Израиль, натовская Турция, те же арабские страны. В Тихоокеанском регионе есть Япония, Австралия. С Азией, конечно же, возникли проблемы – эдакий "афганский синдром" в глобальной международной политике, с которым в свое время сталкивались и Великобритания, и СССР.
Однако с Афганистаном, по большому счету, все же хоть как-то, пусть с неимоверными, колоссальными потерями (как материальными, так и имиджевыми), но умудрились справиться. Пусть американцы и выдирали эту занозу из своих военных и дипломатических мышц буквально с мясом и кровью, но справились. Однако все дело в том, что фактор существования уже заявляющей о себе во весь голос России к тому времени уже попросту было невозможно отменить.
Тем более, что Москва наравне с тем же Пекином – главной угрозой для гегемона – предъявляла свои претензии на то, чтобы стать еще одним силовым полюсом в надвигающем новом миропорядке. А вот на столько фронтов – с добавлением Восточно-европейского, с Россией – у американцев силенок может и не хватить. Вернее, если по-честному, то уже очевидно, что не хватит.
Тактика множества альянсов больших и разных, которую применяли США, содержала в себе тот самый принцип разделяй и властвуй (divide et impera). Этим американцы все тридцать с лишним лет весьма умело и удачно пользовались. Однако сейчас эта тактика дает серьезный сбой именно потому, что секрет геополитического успеха самой сильной сверхдержавы слишком многие уже раскусили. Провал в Афганистане – это отнюдь не случайность. И, кстати, уже вырисовывающийся провал на украинском плацдарме тоже не будет случайностью. Это четкая закономерность, свидетельствующая, что гегемон отныне не тот, что был. А вскорости его и вовсе не будет.