Телескоп и "Битлз": секрет молодости Грэхема Гулдмана, игравшего в Ереване с Брайаном Мэем

© Sputnik / Aram GareginyanМузыкант, участник группы 10СС Грэхем Гулдман, на фестивале Starmus в Ереване
Музыкант, участник группы 10СС Грэхем Гулдман, на фестивале Starmus в Ереване - Sputnik Армения, 1920, 09.09.2022
Подписаться
На концерте фестиваля Starmus в Ереване Брайан Мэй, как всегда, не хотел быть главным на сцене, разделив ее с другими музыкантами. Одним из них стал Грэхем Гулдман из группы 10CC.
В 60-е он писал песни для известных групп, когда его самого еще никто не знал. Позже судьба свела его и с гитаристом Джеффом Беком (который играл его песни в Yardbirds), и с Брайаном Мэйем (который на ереванской сцене подыграл ему в одной из песен Yardbirds), и… Но обо всем по порядку.
В 50-60-е годы, когда Гулдман рос в одном из предместий Манчестера, не было интернета. Но, как ни странно, жилось от этого не менее интересно. Кто хотел чему-то учиться – учился и без "ютуба". Грэхем с таким увлечением играл на гитаре. Когда в 1963 году, 17-летним, он купил себе гитару, с ней он засыпал и просыпался.
Астрономию (как его сверстник Брайан Мэй) он не изучал, но любил ходить на экскурсии в обсерваторию Jodrell Bank, недалеко от Манчестера – иногда просто посмотреть на радиотелескопы.
"Идея Starmus - представить вместе науку и искусство - мне очень понравилась, я впервые такое вижу", - добавил он.

Floating in heaven

Когда несколько месяцев назад Гулдман написал песню Floating in Heaven, он решил показать ее Брайану Мэю. Ведь он, как ученый, любит звезды по-особому, а песня была написана о космическом телескопе NASA "Джеймс Уэбб" (преемник телескопа "Хаббл"), который в июле этого года послал из космоса первые снимки галактик и туманностей.
Снимки с телескопа так заворожили Грэхема, что перед глазами у него встали две строчки будущей песни: I've never seen the Moon so white, I've never seen the Sun so bright ("Я никогда не видел луну такой белой, никогда не видел солнце таким ярким). Услышав присланную песню, Брайан ответил: "Прекрасная песня, я хотел бы сыграть".
"С Брайаном испытываешь радость каждую минуту работы. Это чудесный человек", - добавляет Грэхем.
Вместе они исполнили ее и для зрителей в Ереване.

Песни с AI?

Запись перкуссии, которая звучит в этой песне, была взята в готовом виде из онлайн-базы данных. Хорошо, если вставить такую запись к месту, но плохо, если начинаешь думать, что интернет и компьютер все сделают за тебя, добавил он.
"Конечно, искусственный интеллект можно научить последовательностям аккордов, или заложить, что через два куплета должен идти припев, но машина не может рассердиться или, когда что-то не вяжется, махнуть рукой. А ведь тогда и приходят неожиданно хорошие идеи. Может, машину научат сердиться, а потом радоваться, как знать… Но я не хотел бы, чтобы наступил такой день", - признается он.

Когда техника служит человеку

Услышав гитару Джими Хендрикса, слушатели сказали не столько: "Какие крутые спецэффекты!", сколько "Какая крутая музыка!". Студийные эффекты, первые синтезаторы Moog, гитарные "фузы" помогали расцветить палитру рока, но не заменили ни обычных гитар или барабанов, ни человеческих голосов.
В 1975 году барабанщик 10CC Кевин Годли и гитарист Лол Крем собрали гитарный спецэффект, который получил название Gizmotron. Он крепится к основанию гитарных струн. При нажатии на каждую струну, она начинает вибрировать.
"Мы часто использовали его в наших песнях. У меня тоже есть такой, я играл с ним на своем последнем сольном альбоме Modesty Forbids в 2018 году. Gizmotron не стал очень популярным, но у него своеобразный звук. Похож на пьяную скрипку", - говорит Гулдман.
Похожий звук можно получить на синтезаторе, но в точности такой же – нет, как, впрочем, и любой гитарный звук, ведь ему можно придать бесконечное множество акцентов. С "гизмотроном" это блестяще показал Джимми Пейдж, который с его помощью создал в одной из песен Led Zeppelin ощущение заката солнца.

"Настоящую музыку не подделаешь. Можно подделать соло Брайана Мэя? Нет. Это все равно, что подделать человеческий голос", - добавляет Гулдман.

AI в пролете

В 2018 году Грэхема Гулдмана пригласил в свое турне Ринго Старр. В составе его концертной супергруппы All Starr Band Гулдман исполнял хиты 10CC - Things We Did for Love ,I'm Not in Love и Dreadlock Holiday.
"Это было… Ну, просто замечательно. Как будто происходит не с тобой. Стоишь на сцене, играешь свою песню, и вдруг в уме проскакивает: да ведь рядом с тобой Ринго!", - вспоминает он.
Об этом он написал песню Standing Next to Me, Ринго в ней сыграл на ударных. "Люди пели с нами, и все вокруг было мир и любовь. Я то и дело хотел ущипнуть себя, чтобы поверить, что не сплю", - поет Грэхем в этой песне.
"Послушайте, как он играет даже сейчас. В 80 лет у него все тот же фирменный звук… Хотя что я вам рассказываю, вы сами, я вижу, фанат. Что поделать, мы все любим Битлз, и все в этом смысле немного "сдвинуты", - сказал нам Грэхем.
Он встречался и с Полом Маккартни, когда в 1973-м брат Пола - Майк - записывал в студии Гулдмана свой альбом.
"Пол и его группа Wings играли на альбоме, и на одной из сессий записи был я. Весь вечер мы с ним общались и играли джемы", - вспоминает Грэхем.
Чудо, которое он видит и на своих концертах, и на концертах Ринго и Пола (двух живых битлов), и на вчерашнем концерте с Брайаном Мэем, в том, как меняются лица молодых, и как пожилые становятся молодыми.
"На концертах с Ринго я видел это не раз. Мы стоим на сцене, и я вижу в зале пожилую леди лет под 80. Мы начинаем играть, она смотрит на сцену… И я вижу 16-летнюю девушку".
Может быть, на одном из будущих Starmus ученые опишут этот феномен. Но даже если и нет, он от этого ничуть не менее прекрасен.
Лента новостей
0