Опасение новой войны и зондаж: эксперты "разобрали" визит Папикяна в США
23:32 12.09.2022 (обновлено: 20:25 05.04.2023)
© Photo : official site of MoD of RAМинистр обороны Армении Сурен Папикян во время встречи с губернатором штата Канзас (7 сентября 2022). Топика
© Photo : official site of MoD of RA
Подписаться
За один месяц министр обороны Армении совершил два визита не просто в диаметрально противоположных направлениях, но и в разных военно-стратегических векторах. Почему переговоры Сурена Папикяна в США заслуживают определенного внимания?
Визит министра обороны Армении Сурена Папикяна в США не стал, да и вряд ли мог стать чем-то прорывным с точки зрения достигнутых договоренностей. Этому есть масса причин, которые Sputnik Армения разобрал с помощью аналитиков.
Прежде всего, бросается в глаза график встреч министра. Папикян посетил учебный центр в Канзасе, а также встретился с губернатором этого штата. В Вашингтоне он провел переговоры с заместителем главы Пентагона Колином Калем, затем посетил университет национальной обороны США. При этом переговоров с американским коллегой Ллойдом Остином не было. Да и не мудрено, все мысли Вашингтона сейчас связаны только с Киевом.
Иными словами, ничего примечательного не произошло, более того, несколько лет назад Канзас посещал и находящийся ныне под арестом экс-министр Давид Тоноян. Видимо, за неимением альтернатив глава оборонного ведомства решил пойти по проторенной дорожке одного из своих многочисленных предшественников.
На список встреч в США обращает внимание и политолог Давид Арутюнов. По его мнению, перечень этот не позволяет однозначно судить о задачах и целях визита Папикяна.
"Мне немного непонятно, какие ставились задачи – военные или политические. В любом случае, судя по пресс-релизам, никаких масштабных и далеко идущих договоренностей не достигнуто. Очевидно, что визит и обсуждаемые темы в основном сводились к военно-образовательной, военно-аналитической сфере. Да и вряд ли американский вояж министра предусматривал какие-то глобальные решения. Визит можно рассматривать как некий политический жест и политическое решение", – сказал Арутюнов в интервью Sputnik Армения.
Эксперт отметил, что сфера военного образования традиционно была одним из ключевых элементов сотрудничества Армении с Западом, будь то США, отдельные европейские государства или НАТО. Образование, кодекс поведения в армии, медицина, миротворческая деятельность – вот основные компоненты данного сотрудничества.
Партнерство это выстраивалось тогда, когда Армения проводила т.н. комплементарную политику. Необходимо было найти сферы и направления взаимодействия, которые не вызвали бы столкновения и противоречия с российскими интересами. Были найдены наименее проблематичные формы взаимодействия, не предполагающие резкого изменения системы безопасности.
По словам Арутюнова, серьезное военно-техническое сотрудничество с Западом было и остается для Армении невозможным и в силу огромных затрат, на которые Ереван явно не готов. У Армении просто нет тех средств, которые позволили бы ей закупать на Западе широкую номенклатуру необходимых систем.
В то же время, наш собеседник не исключил, что встречи министра обороны Армении в США были нацелены на зондирование американской "почвы". Когда основное внимание и ресурсы России отвлечены на украинское направление, у Еревана могут возникнуть вопросы насчет дальнейшей готовности и возможности Москвы обеспечивать безопасность республики.
Эта проблема особенно актуальна в условиях достаточно агрессивного настроя Азербайджана и Турции. С этой точки зрения, Соединенные Штаты, по замыслу армянского руководства, могут обеспечить определенные страховочные механизмы для исключения возобновления боевых действий в регионе, утверждает политолог.
Помимо зондажа, Армения пытается сохранить свой традиционный комплементаризм, который в последнее время изрядно "пострадал" в результате украинских событий. Комплементарная политика возможна только тогда, когда между Россией и Западом более или менее нормальные отношения. Но сейчас, на фоне геополитического столкновения между этими центрами, маневрировать между ними третьим странам становится все труднее. Армения сейчас находится в очень затруднительном положении, пытаясь найти выход из него.
Переговоры в США вполне можно рассматривать и в этом ключе. Смена же геополитического, военно-политического вектора была бы чрезмерно радикальным шагом для Армении. Чтобы принять такое решение, нужно быть уверенным, что Запад, в частности США, смогут предоставить достойную альтернативу российскому военному присутствию в регионе. Пока этой альтернативы нет. Да и вряд ли стоит ожидать таких гарантий от Запада, так как он тоже плотно занят украинской проблемой со всеми вытекающими отсюда "ресурсными" последствиями.
Российский военный эксперт, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин придерживается схожей точки зрения относительно вовлечения США в кавказские дела. По его мнению, Армения, по всей видимости, пытается найти выход из той ситуации, в которой она оказалась. Но это сложно сделать, поскольку есть такое понятие, как география.
"Можно провести несколько неожиданные параллели с такой страной, как Монголия. За весь постсоветский период она занимается поиском третьего соседа, еще какой-нибудь страны, на которую можно опереться. Но они так никого и не нашли, поскольку от географии деться некуда. Монголия находится между Россией и Китаем, без выхода к морю. Точно так же и Армения. Она находится там, где находится, и тоже без выхода к морю", – рассуждает наш собеседник.
Храмчихин убежден, что глубоко лезть в процессы на Южном Кавказе американцы не станут. Им это не нужно. США кого угодно поссорят с Россией или Ираном, сделают это с удовольствием, однако никогда не станут миротворцами, не будут тратить свои силы и ресурсы на направлениях, не имеющих принципиального значения для них.
Примечательно, что менее чем за месяц до визита в США Папикян был в Москве, где провел переговоры с российским коллегой Сергеем Шойгу, а также посетил выставку вооружений в Подмосковье.
В этой связи российский эксперт считает, что Москва, как минимум, еще три года будет выполнять роль миротворца в зоне карабахского конфликта.
Что касается военно-технической составляющей сотрудничества с Ереваном, то Храмчихин почти уверен: если армянская сторона закажет тот или иной вид вооружения и военной техники, то у Москвы не будет причин не поставлять, и сделает это, возможно, даже по специальным ценам.
Но это уже совершенно иная тема для разговора...