Так кто же "продал" Карабах: политолог оценил "разборки" властей и оппозиции в Армении

© Sputnik / Asatur YesayantsПресс-конференция премьер-министра Никола Пашиняна по итогам первого года пребывания на посту (8 мая 2019). Еревaн
Пресс-конференция премьер-министра Никола Пашиняна по итогам первого года пребывания на посту (8 мая 2019). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 06.10.2022
Подписаться
По мнению Гранта Микаеляна, приоритетной задачей армянского руководства остается сохранение власти, будущее переговоров по Карабаху отходит на второй план.
ЕРЕВАН, 6 окт — Sputnik. Переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта продолжает оставаться ключевой темой для выяснения отношений между властью и оппозицией в Армении. Власти обвиняют оппозицию в лице бывших лидеров страны в ошибках и промахах, в результате чего все дипломатические возможности и ресурсы Карабаха не быть в составе Азербайджана, по их мнению, исчерпаны.
Так, выступая на заседании парламента накануне, премьер Никол Пашинян заявил, что второй и третий президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян, а также экс-главы МИД Вардан Осканян и Эдвард Налбандян фактически "признавали Нагорный Карабах в составе Азербайджана".
Оппоненты Пашиняна в ответ винят его в преступной растрате, распылении дипломатических достижений, что сначала привело к войне, а затем после поражения Армении – к угрозе полной потери Карабаха. Сказать, что внутренние разборки с "карабахским" акцентом подрывают позиции Еревана на переговорах, значит не сказать ничего.
По мнению политолога Гранта Микаеляна, не секрет, что для властей и лично премьера Никола Пашиняна намного важнее "затыкать" оппозицию, нежели найти какие-то механизмы для выгодных решений по Карабаху. Этим и обусловлено то, что власти гораздо энергичнее реагируют на обвинения внутренних оппонентов, нежели на заявления Азербайджана. Премьер по-прежнему видит своей основной задачей сохранение власти, убежден Микаелян.
"Основная задача власти в том, чтобы убедить общество в правдивости своих тезисов по Карабаху. Пашинян больше всего опасается общественного неприятия и последующей потери власти. Он всеми силами уговаривает народ в предательской политике предшественников. Для него в этой ситуации неважно и неактуально, как это отразится на внешнеполитических позициях Армении. Пашинян с декабря прошлого года в разных формах намекал на то, что видит Нагорный Карабах в составе Азербайджана", - сказал политолог в интервью Sputnik Армения.
На самом деле, считает он, при всех недостатках прошлых переговоров, а эти упущения, разумеется были, - в них конечной задачей Ереваном ставилась независимость Нагорного Карабаха и его признание. Можно вспомнить заявления Ильхама Алиева осенью 2016 года о том, что за закрытыми дверями Азербайджан заставляют признать независимость Нагорного Карабаха.
С этой точки зрения процесс, проводимый с участием предшествующих властей, ни в какое сравнение не идет с нынешним, так как сейчас переговоры преследуют одну единственную цель - передачу Карабаха в состав Азербайджана, говорит эксперт.
Наш собеседник опасается, что "разоблачения" власти касательно деятельности предшественников рано или поздно усложнят положение Еревана в дипломатических баталиях. Любые переговоры – это кропотливая и тонкая работа, где любой нюанс имеет значение.
"Власть любой страны, если она действительно отстаивает интересы этой страны, должна вести переговоры ради каждого холма, каждого дерева. Но сейчас мы видим совершенно иную логику. В стремлении нивелировать достижения предшественников Пашинян фактически способствует укреплению азербайджанских тезисов", - отметил он.
Что касается вопроса, какие ошибки допустило бывшее руководство, то, по мнению Микаеляна, самым большим просчетом стало согласие Армении в декабре 1991 года признать остальные республики бывшего СССР, в том числе Азербайджан, в рамках советских границ, а также курс на независимость Нагорного Карабаха, а не его присоединение к Армении. Вторым просчетом стало вытеснение Нагорного Карабаха из переговоров. Еще одной ошибкой стало то, что Армения после Ки-Уэста (2001 год) так и не поняла всю бессмысленность попыток договориться с Азербайджаном. Кроме всего перечисленного, Армения почти всегда отказывалась использовать время от времени появляющиеся возможности для давления на Азербайджан.
Например там, где можно и нужно было продвинуть боевые позиции, занять выгодные высоты, армянская сторона не делала этого в стремлении не навредить переговорам.
Азербайджан же никогда не приносил собственные интересы в жертву ради сохранения переговоров. Но как отмечалось выше, дипломатический процесс при предшественниках Пашиняна не был нацелен на нахождение НКР в составе Азербайджана.
Лента новостей
0