Армянский "Север-Юг" является приоритетным проектом в рамках МТК "Север-Юг" – доклад ЕАБР

© Photo : Road Department Fund/Ճանապարհային դեպարտամենտ հիմնադրամСтроительство около 60 км участка Сисиан-Каджаран автодорожного коридора Север-Юг
Строительство около 60 км участка Сисиан-Каджаран автодорожного коридора Север-Юг - Sputnik Армения, 1920, 26.10.2022
Подписаться
Для устранения инфраструктурных барьеров на трех маршрутах МТК реализуются или запланированы проекты строительства, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры международного значения.
ЕРЕВАН, 26 окт – Sputnik․ Строительство коридора "Север-Юг" в Армении является одним из приоритетных проектов для развития Западного маршрута Евразийского международного транспортного коридора "Север-Юг". Об этом говорится в новом докладе ЕАБР "МТК "Север — Юг": инвестиционные решения и мягкая инфраструктура".
Как отмечается в докладе, международный транспортный коридор (МТК) "Север-Юг" является ключевым элементом транспортного каркаса Евразии. Он стыкуется с большинством широтных транспортных коридоров, используемых для международных перевозок грузов в евроазиатском сообщении.

Роль МТК "Север-Юг" существенно возрастает в условиях формирования "новой логистики" и восстановления международных транспортно-логистических цепочек после шоков, связанных с пандемией COVID-19. Обеспечивая кратчайшие расстояния перевозок грузов между странами ЕАЭС и Южной Азии, Восточной Африки и Ближнего Востока, МТК "Север-Юг" дает возможность логистического выбора одного из трех маршрутов доставки, каждый из которых имеет резервы пропускной способности.

Вместе с тем успешному развитию МТК "Север-Юг" препятствуют разные барьеры в области как физической, так и мягкой инфраструктуры. Всего идентифицировано более 40 различных барьеров, объединенных в группы - инфраструктурные, тарифные, административные и финансовые. Однако наибольшее влияние на развитие коридора оказывают недостающие звенья и узкие места транспортной и логистической инфраструктуры, отсутствие скоординированного сквозного тарифа, бумажные процедуры пересечения границ, а также отсутствие эффективного координационного механизма по управлению коридором.
В целях ликвидации инфраструктурных барьеров на всех трех маршрутах коридора реализуются или запланированы к реализации проекты строительства, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры международного значения. В рамках исследования была создана база данных из более чем 100 инвестиционных проектов развития инфраструктуры МТК "Север-Юг". Проекты разделены на три группы по степени их приоритетности.
Общий объем инвестиций на реализацию всех осуществляемых или запланированных инфраструктурных проектов составляет $38,2 млрд, из которых четверть приходится на проекты, отнесенные к первой группе.
Наибольший объем инвестиций (35 и 34% соответственно) необходим для развития транспортной инфраструктуры МТК "Север-Юг" в России и Иране. На Казахстан приходится 16,5% от общей стоимости проектов по развитию МТК "Север-Юг".
Секторальная структура инвестиционных проектов выглядит следующим образом: база данных включает 59 проектов развития автодорог, 20 — железнодорожного транспорта, 8 — морских портов, 4 — внутренних водных путей, 7 — пунктов пересечения границ и соответствующей инфраструктуры, 4 — в области судостроения. Инвестиции должны прийти также в проекты по обновлению подвижного состава, перегрузочного и иного оборудования с целью повышения эффективности перевозок и качества транспортных и логистических услуг, сокращения негативного влияния на экологию и климат.
Большая часть инвестиций (69%) должна быть направлена на развитие Западного маршрута МТК "Север- Юг", в то время как Восточному маршруту достанется 12%, а Транскаспийскому — 19%. Таким образом, полная реализация потенциала Восточного и Транскаспийского маршрутов в сумме потребует меньше капитальных затрат по сравнению с Западным маршрутом.
Реализация проектов первой группы имеет определяющее значение для развития Западного маршрута, где главным инфраструктурным барьером является недостроенный железнодорожный участок Решт — Астара в Иране. Двойная перегрузка с железной дороги на автомобиль на этом участке увеличивает стоимость и время доставки грузов до уровня потери экономической целесообразности.
"К числу приоритетных отнесены также проекты, направленные на устранение критических узких мест, в том числе строительство обходов городов Владикавказ, Астрахань, Махачкала, Дербент, Хасавюрт на автомагистралях Р 217 "Кавказ" и Р 215 Астрахань — Махачкала, модернизация железнодорожных линий Алят — Астара и Сумгаит — Ялама, а также строительство участка скоростной автомагистрали Баку — граница с Россией в Азербайджане, участков автодорожного коридора "Север — Юг" в Армении, участка Серджан — Бендер-Аббас скоростной автомагистрали Нетенз — Серджан — Бендер-Аббас в Иране, реконструкция железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска, таких как Яраг-Казмаляр, Дербент, Верхний Ларс", - говорится в докладе.
Кроме того, отмечается необходимость расширения пропускной способности КПП "Верхний Ларс". В июле 2022 г. открыты 12 полос для выезда с российской стороны для легкового транспорта.
После завершения проекта реконструкции в 2023 г. планируется открыть 39 полос для грузовых и легковых автотранспортных средств, а также автобусов. Это позволит обеспечить проезд 2,5 тыс. транспортных средств в сутки с потенциальной возможностью пропуска до 4 тыс.
Подробнее с докладом можно ознакомиться на сайте ЕАБР.
Евразийский банк развития (ЕАБР) — международная финансовая организация, осуществляющая инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.
Лента новостей
0