Любить врага в эпоху "украденной радости", или Почему "духовная Армения" проиграла "новой"
23:34 26.10.2022 (обновлено: 23:48 26.10.2022)
© Sputnik / Asatur YesayantsЕпископ Баграт Галстанян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
Подписаться
Эксклюзив
Предстоятель Тавушской епархии Армянской апостольской церкви епископ Баграт Галстанян рассказал Sputnik Армения, как восприняли в церкви его желание отправиться на фронт, как он трактует библейскую фразу "Возлюби врага своего" и многое другое. Беседовала Сусанна Оганесян
- Вы активны в социальных сетях, но Армянская апостольская церковь весьма консервативна, как она относится к этой деятельности?
- Изначально я и сам относился к этому с определенной настороженностью, но мир сегодня изменился, открываются новые площадки для диалога с верующими. Мы не должны заниматься самообманом, думая, что донести свой посыл можно лишь через личные знакомства. Сегодня человечество "живет" в интернете. Следовательно, мы проповедуем не только в домах, но и в соцсетях, пытаясь найти верующих и там. Это всего лишь инструмент, который мы используем во благо.
© Sputnik / Asatur YesayantsЕпископ Баграт Галстанян в гостях радио Sputnik
Епископ Баграт Галстанян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
Я рад, что сегодня многие священнослужители используют эти площадки, в том числе Tik-Tok, который часто критикуют. Мир диктует свои правила, и мы от этого никуда не денемся. Наоборот, можно этот инструмент использовать. Чем больше насыщать эти площадки добром, любовью, верой, тем меньше будет негатива.
— В сети активно распространялось видео с вашей проповедью, в которой вы призывали не бояться, а действовать. Как не бояться в это время тревог и многочисленных угроз?
- Для христиан страха не существует. Там, где любовь, ему места нет. Христианство зиждется на двух важных ценностях – любви и идее бессмертия. Первое - ключ ко всем человеческим взаимоотношениям, а второе - к царствию небесному. Если люди любят друг друга, любят родину, Бога, свои семьи и дома, да даже самих себя, то им нечего бояться. Нам часто кажется, что мы боимся смерти, но она - самое дорогое, что у нас есть.
— Так человек боится от недостатка веры?
— От недостатка веры и здравомыслия. Давайте посмотрим на примере ребят, которые покоятся сегодня в военном пантеоне "Ераблур" и других кладбищах. Страх мог бы увести их с передовой, но сбежать – не значит жить. И да, не нужно бояться ничего.
Чего нам бояться в нынешней ситуации, в той, которую называют "политической жизнью"? Что может быть превыше нашей гордости и достоинства, желания действовать и идти вперед? Чего мы можем лишиться?! И да, не нужно бояться ничего.
— Вы говорите, что есть "Ераблур" прошлого и "Ераблур" настоящего, объясните.
— К сожалению, "Ераблур", образно говоря, разделился на две части, но это никак не обесценивает подвиги наших ребят. Реальность такова: "Ераблур" после первой войны был символом единения: личный подвиг, отдельно взятые героические эпизоды превратились как бы в единую историю государственности.
Сегодня же вторая его часть символизирует конец героического этапа в истории государства, оставляя место лишь историям личного героизма. Сегодня мы знаем о подвиге Вачагана, Нарека, Жоры и других ребят. Они победили, а мы, под гнетом поражения, остались им должны... И единственный способ оплатить этот долг – вернуть свою родину и свою гордость.
— Вы личным примером показали, что в случае необходимости священнослужитель может брать оружие и идти на фронт. Приветствует ли это Церковь?
— Ни я, ни мои духовные братья не сделали ничего необычного. По-другому и быть не должно. Капелланы на поле боя служат самыми разными способами։ начиная со стирки формы наших ребят и заканчивая доставкой патронов. Отец Мкртыч пропал без вести, а дьяконы Нарек и Рустам… У нас одна жизнь и одна родина, которая дана нам Богом. Но крови на ней пролито, больше, чем в реке воды.
— В последнее время часто упоминается библейский посыл "Возлюби врага своего". Есть мнение, что армяне слишком буквально восприняли эти слова.
— После 27 лет духовного служения, только в эти дни я прочувствовал и глубоко прожил то, что говорит нам наш Господь: "Возлюби врага своего" и "Пусть никто и ничто не украдет твоей радости". Сегодня мы живем без любви и во времена "украденной радости". Я сейчас понимаю, что когда уходит радость, душа не получает подпитки, и это опустошает. Человек теряет почву под ногами, не знает, что ему делать и как жить.
"Возлюби врага своего" – это очень личный посыл, он о том, что врага можно победить добром. Но если говорить в контексте нашего противостояния, то врага можно любить лишь тогда, когда ты в силах его сдержать и, в некотором роде, навязать свою любовь. Врага можно любить тогда, когда ты силен настолько, что даже не нуждаешься в его любви или нелюбви. Это не для слабых и уязвимых, это не для попрошаек.
"Возлюби врага своего" – это очень личный посыл, он о том, что врага можно победить добром. Но если говорить в контексте нашего противостояния, то врага можно любить лишь тогда, когда ты в силах его сдержать и, в некотором роде, навязать свою любовь. Врага можно любить тогда, когда ты силен настолько, что даже не нуждаешься в его любви или нелюбви. Это не для слабых и уязвимых, это не для попрошаек.
— В каком статусе мы сейчас?
— Сегодня мы в статусе жалких и униженных. И в этих обстоятельствах любить врага – значит страдать от "безответной любви", то есть выбрать путь самоуничтожения. Да, любовь бывает и по принуждению, и наш Господь по принуждению своего распятия показал свою любовь. Он никогда не шел на уступки, а ради поставленной цели дошел до самой Голгофы, "навязал" победу своим воскрешением. Это была история любви, но она никогда не была историей несчастного, сдавшегося и просящего, а наоборот - принуждающего, диктующего и требующего. А сейчас люди, неправильно интерпретируя эту заповедь, пытаются заставить смириться с реалиями.
— ААЦ всегда играла важнейшую роль в армянской истории. На протяжении веков в условиях отсутствия государственности брала на себя лидерскую миссию. Не наступил ли момент вновь это сделать?
— Если назревает момент, чтобы принять лидерство, то я более уверен, что это произойдет. Но я бы очень хотел, чтобы этого не случилось. В течение двух тысячелетий Церковь очень часто была вынуждена исполнять функции государства, пытаться сохранить свой народ на своей же родине и мечтая о построении сильной государственности. Как бы ни пытались в последнее время ударить по авторитету церкви, сколько бы ни говорили, что она разрушает государственность, ААЦ всегда думала и действовала во имя духовной и физической безопасности народа и "довела" его до 21-го века.
— В одном из своих интервью вы сказали, что "духовная Армения" проиграла "новой Армении"․
— Духовная Армения, — когда твоя родина — не просто среда обитания, территория, на которой находится дом или пастбище, или супермаркет под открытым небом, а священная реальность. В духовной Армении нет места злу и негативным явлениям, ненависти и вражде, разным страхам и т.д. Она должна быть нашим стремлением, чтобы все негативное было отброшено и отвергнуто.
© Sputnik / Asatur YesayantsЕпископ Баграт Галстанян в гостях радио Sputnik
Епископ Баграт Галстанян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
К сожалению, "Новая Армения" не такова, и видение другое. В этой Армении процветают ненависть, вражда, гордыня, маскирующаяся под "гордых граждан". На самом деле за этим фасадом нет ничего, кроме пустоты. Бог создал человека с одним ртом и двумя ушами, чтобы много слушать и мало говорить. Но сегодня человек все больше бездумно болтает. Такова "новая Армения". Я сказал, что "духовная Армения" проиграла "новой Армении" после войны, потому что мы проиграли греху.
Настоящая Армения проиграла "фейсбуковской" Армении, потому что улица победила храм, ложь - правду, дух - душу. Я считаю, что "духовная Армения" должна победить "новую Армению". Это не просто пожелание, это — необходимость!